Замучили ошибки в диктантах и при списывании? Это частая картина в современной школе. Всегда полезно разобраться, чем они обусловлены.
Рассмотрим несколько причин. С ними мы сталкиваемся чаще всего. Замечу сразу: при появлении любых ошибок на письме первый визит к логопеду. Логопед выделит «свои» (если есть как на фото) и подскажет, куда двигаться дальше. Дальше бывает невнимательность и прочие.
- Невнимательность.
- Ученик знает (или не знает) правила, но не в состоянии применить их на письме. Слова сами по себе, а правила сами.
- Слабенькая оперативная память.
- Логопедические ошибки на письме.
Как развивать внимание у школьников?
Чаще всего предлагают упражнения типа корректурных проб, разные варианты таблиц Шульте. Полезные упражнения для развития внимания, вне всякого сомнения, но не исчерпывающее всё их многообразие.
Мы предлагаем задания, используемые не часто. В упражнениях для тренировки внимания применяются буквы, слова, словосочетания, предложения. Эффективность их достаточно высока, особенно на первом этапе обучения, потому что задействуются три анализатора: слуховой (большинство заданий даются на слух), двигательный (ребёнок пишет) и зрительный (контроль). Происходит постоянная перекодировка информации, «перетряхивающая мозги» и стимулирующая образование новых нервных связей. Ребёнок становится умнее.
Упражнения для развития внимания у младших школьников
Идут по усложнению.
1. Выбери правильную букву. Вы пишите на доске (или чём угодно) любую букву, которую можно отзеркалить. Пишите рядом правильно и неправильно. Задание: напиши в своей тетрадке «правильную» букву. Обязательно надо повесить азбуку с картинками (желательно большую с крупными буквами). При затруднениях ребёнок может поискать букву на ней. Время от времени говорите: «А я не верю, что это правильная буква. Докажи». В качестве доказательства вам покажут букву в азбуке.
2. Напиши первые две буквы (или другое количество) своего а) имени, б) фамилии, в) имён и фамилий родственников и т. д.
Напиши две первые (более сложный вариант – последние) буквы в слове «нога» (выполняет легко – давайте более сложные слова и пусть пишет 3 буквы).
3. Напиши «гора Арарат», пропуская все буквы «р»; «у коровы молоко», пропуская все буквы «о». Вместо пропущенной буквы ставь точку (или чёрточку)
Усложнение. Написать предложение, пропуская определённую букву:
- «Мама мыла Машу мылом» – «м»;
- «Дедушка дал Даше длинную дыню», «Дорога добежала до дамбы» – «д»;
- «Самокат катится по тротуару» – «т»; «Вчера повеял весёлый ветер» – «в»;
- «Мышка с мышонком шуршали в шалаше» – «ш»
4. Я продиктую тебе фразу, а ты напиши все слова, кроме второго. Примеры:
- «Была хорошая погода»;
- «Дул сильный ветер»;
- «Лодка скользила по воде».
5. Я скажу тебе фразу, а ты напиши слова в обратном порядке: «Ворона летит» - «Летит ворона». Когда с двумя словами будет легко, добавляйте каждый раз ещё по одному: «Ворона летит высоко»; «Старая ворона летит высоко.
6. Произнесите слово и предложите ребёнку записать его наоборот. Начните с имени, если оно не сложное: «Саша, Вова, Даша, Маша». При затруднении упростите работу – предложите ему трёхбуквенные слова: кот, сок, сыр, пар, лак, лук и прочее.
Перечисленные упражнения для тренировки внимания хороши тем, что в их процессе развивается и память. Если ваш ребёнок уже читает до школы, они будут хороши для профилактики ошибок при списывании и в диктантах. Выполняйте задание систематически. Только так добьётесь результата. Сайт Нестандартные дети желает успехов!.
Комментарии
Снимаем электроэнцефалограмму для точного диагноза. И занимаемся бос-терапией для коррекции соотношения тета и бета-ритмов.
Только чтобы повысить внимание нужны месяцы тренировок.
Будем надеяться, что когда-нибудь дети с нарушениями внимания смогут получить помощь не только в МГУ.
А пока будем помогать терпеливо и систематически педагогическими методами.