Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

В предыдущей статье было сказано, что рассуждать о внимании ребёнка вообще - оценки типа "хорошее-плохое" - это общие слова, то есть ничего конкретного.

Такие характеристики не дают представления об индивидуальных показателях внимания школьника. Поэтому чтобы решать задачи развития внимания, его структуру желательно поподробнее изучить. И учесть, что речь идёт о развитии произвольного внимания у младших школьников. Подчеркнём произвольного внимания. Говоря бытовым языком, это когда тебе не хочется собрать своё внимание, а ты делаешь усилие и остаёшься внимательным. Именно произвольность страдает у отстающих учеников в начальной школе.

Показатели распределения и устойчивости почти полностью зависят от факторов среды. Из этого делаем вывод: и плохое распределение, и слабая устойчивость внимания складываются у детей стихийно, если условия среды, в которых ребёнок живёт, не способствуют их развитию. И второй вывод: их можно тренировать.

Приёмы развития внимания

Как повысить переключение и концентрацию у школьника?

Приём обучения делать 2 дела одновременно (распределять и быстро переключать внимание)

Инструкция. Проводите ежедневно в течение полугода 15-минутные занятия следующего содержания. Предложите школьнику вычёркивать в газетном или журнальном тексте любые одну-две буквы (чем младше школьник, тем буквы крупнее). В это время включите аудиозапись какой-нибудь сказки (или читайте сами). Можно сделать задания на отдельных бланках (пример вверху)

Задачи.

  1. Не пропустить ни одной буквы (проверяете работу),
  2. Пересказать сказку.

Сперва выполнение двух дел сразу может не удаваться школьнику и вызывать бурный протест. Наберитесь терпения. Через пару месяцев появятся первые успехи, а с ними и азарт. После первых успехов задание можно усложнить. К концу полугодия улучшение навыка распределения внимания непременно скажется и на успеваемости.

Развитие внимания совместно с кратковременной памятью

Выложите на стол в отсутствие ребёнка несколько предметов (сперва небольшое число). Закройте их. Пригласите ребёнка, на несколько секунд откройте предметы и предложите запомнить. Снова закройте и предложите перечислить увиденное. Чем больше предметов успевает ребёнок запомнить, тем больше объём его внимания. Его несложно подсчитать. Из количества предметов, которые ученик запомнил, надо вычесть 2. Это и будет объём внимания в количественных показателях.

Тренировка заключается также в многократном повторении упражнения с постепенным увеличением количества предметов.

Приём отсроченной деятельности

Прежде, чем описать третий приём развития внимания, расскажу об эксперименте по изучению внимания импульсивных школьников. Основное проявление их импульсивности заключалось в том, что они сразу бросались на исполнение задания без предварительного обдумывания. Их работы содержали большое количество ошибок.

Итак, четыре недели с школьниками экспериментальной группы проводили 30-минутные тренировки внимания. Единственное условие, которое ставили перед детьми, не сразу приступать к выполнению задания, а с 10-15-секундной отсрочкой.

Инструкция: постарайтесь не делать ошибок, думайте над своими ответами, используя время отсрочки. Сравнение результатов с контрольной группой показало: уже простая отсрочка действий с установкой на обдумывание ответа позволяет заметно улучшить результаты. А если импульсивных школьников научить планированию деятельности, то результаты улучшаются в разы.

Приём полезен для педагогов. Главное – внушить учащимся необходимость собирать внимание на обдумывании действий. Отсрочка является внешним средством, помогающим детям научиться организовывать внимание.

Приём за счёт самоконтроля и овладения операцией сравнения

Развитие внимания происходит на этапе проверки работы и оценки её правильности. Навыки самооценки напрямую связаны с овладением школьниками операцией сравнения. Как тренируется операция сравнения у школьников подробно описано в книге С. М. Бондаренко «Учите детей сравнивать».

Комментарии  

0 # Anna 04.10.2015 22:54
Интересная статья, и весьма полезна для родителей школьников :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Олли 09.10.2015 21:15
Ох, у нас с вниманием и собранностью вообще беда :( Садится писать домашнее задание, в черновике всё пишет нормально, в тетради пишет вместо "домашняя работа" - "классная" :( То буквы пропускает, то, наоборот, лишние приписывает :) И ведь не в первом же классе уже :) Будем тренировать :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Тамара 23.10.2015 02:11
Статья очень полезная для современных непосед, на них информация и всевозможные жизненные и игровые головоломки просто обрушиваются, не каждый взрослый выдерживает такое. Поэтому такое занятие только на пользу.
Галина, а где кнопочки для соцсетей? Я хотела бы поделиться с друзьями, у многих детки школьники и им была бы в помощь Ваша статья. У меня установлен плагин WP Social Buttons. Как настроить его можно посмотреть в YouTube
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий