В предыдущей статье было сказано, что рассуждать о внимании ребёнка вообще - оценки типа "хорошее-плохое" - это общие слова, то есть ничего конкретного.
Такие характеристики не дают представления об индивидуальных показателях внимания школьника. Поэтому чтобы решать задачи развития внимания, его структуру желательно поподробнее изучить. И учесть, что речь идёт о развитии произвольного внимания у младших школьников. Подчеркнём произвольного внимания. Говоря бытовым языком, это когда тебе не хочется собрать своё внимание, а ты делаешь усилие и остаёшься внимательным. Именно произвольность страдает у отстающих учеников в начальной школе.
Показатели распределения и устойчивости почти полностью зависят от факторов среды. Из этого делаем вывод: и плохое распределение, и слабая устойчивость внимания складываются у детей стихийно, если условия среды, в которых ребёнок живёт, не способствуют их развитию. И второй вывод: их можно тренировать.
Приёмы развития внимания
Как повысить переключение и концентрацию у школьника?
Приём обучения делать 2 дела одновременно (распределять и быстро переключать внимание)
Инструкция. Проводите ежедневно в течение полугода 15-минутные занятия следующего содержания. Предложите школьнику вычёркивать в газетном или журнальном тексте любые одну-две буквы (чем младше школьник, тем буквы крупнее). В это время включите аудиозапись какой-нибудь сказки (или читайте сами). Можно сделать задания на отдельных бланках (пример вверху)
Задачи.
- Не пропустить ни одной буквы (проверяете работу),
- Пересказать сказку.
Сперва выполнение двух дел сразу может не удаваться школьнику и вызывать бурный протест. Наберитесь терпения. Через пару месяцев появятся первые успехи, а с ними и азарт. После первых успехов задание можно усложнить. К концу полугодия улучшение навыка распределения внимания непременно скажется и на успеваемости.
Развитие внимания совместно с кратковременной памятью
Выложите на стол в отсутствие ребёнка несколько предметов (сперва небольшое число). Закройте их. Пригласите ребёнка, на несколько секунд откройте предметы и предложите запомнить. Снова закройте и предложите перечислить увиденное. Чем больше предметов успевает ребёнок запомнить, тем больше объём его внимания. Его несложно подсчитать. Из количества предметов, которые ученик запомнил, надо вычесть 2. Это и будет объём внимания в количественных показателях.
Тренировка заключается также в многократном повторении упражнения с постепенным увеличением количества предметов.
Приём отсроченной деятельности
Прежде, чем описать третий приём развития внимания, расскажу об эксперименте по изучению внимания импульсивных школьников. Основное проявление их импульсивности заключалось в том, что они сразу бросались на исполнение задания без предварительного обдумывания. Их работы содержали большое количество ошибок.
Итак, четыре недели с школьниками экспериментальной группы проводили 30-минутные тренировки внимания. Единственное условие, которое ставили перед детьми, не сразу приступать к выполнению задания, а с 10-15-секундной отсрочкой.
Инструкция: постарайтесь не делать ошибок, думайте над своими ответами, используя время отсрочки. Сравнение результатов с контрольной группой показало: уже простая отсрочка действий с установкой на обдумывание ответа позволяет заметно улучшить результаты. А если импульсивных школьников научить планированию деятельности, то результаты улучшаются в разы.
Приём полезен для педагогов. Главное – внушить учащимся необходимость собирать внимание на обдумывании действий. Отсрочка является внешним средством, помогающим детям научиться организовывать внимание.
Приём за счёт самоконтроля и овладения операцией сравнения
Развитие внимания происходит на этапе проверки работы и оценки её правильности. Навыки самооценки напрямую связаны с овладением школьниками операцией сравнения. Как тренируется операция сравнения у школьников подробно описано в книге С. М. Бондаренко «Учите детей сравнивать».
Комментарии
Галина, а где кнопочки для соцсетей? Я хотела бы поделиться с друзьями, у многих детки школьники и им была бы в помощь Ваша статья. У меня установлен плагин WP Social Buttons. Как настроить его можно посмотреть в YouTube