Жила-поживала девочка Леночка. Хорошая девчонка, добрая, весёлая. Пришло время, и пошла она в первый класс. Вроде готова была к обучению: читать даже умела.
Первый год в школе прошёл удачно. А вот во втором начались проблемки. Леночка всё время думала: все всё могут, а у меня ничего не получится. Неуверенность росла и росла. Девочку это так расстраивало, что в школу ходить не захотелось.
Многим известна такая история. Неуверенность может перерасти в хроническую тревожность, проявляющуюся там, где повышенная ответственность: в диктантах, контрольных работах. Тревожность расшатывает нервную систему ребят "капитально". Разобраться с её причинами надо как можно раньше.
Причины ошибок.
Здорово, когда ребёнка окружают неравнодушные взрослые, пытающиеся разобраться в причинах школьных неудач.
В случае с Леночкой решено было начать с правописания и устного счёта. Устный счёт, чтобы было понятно, прекрасная тренировка для ума в целом, а не только по математике.
- Определяем характер ошибок
Большинство ошибок правописания условно объединяются в 3 основные группы:
- логопедические ошибки
- ошибки внимания (ротозейские)
- пробелы в знаниях, например, незнание и/или неумение применить правила на письме (жыли, чясы, машына).
Исходя из комплекса ошибок должны быть подключены специалисты. Обычная практика – родители приглашают репетитора. Но он не поможет избавиться от ошибок логопедического характера. Только логопед. Ошибки внимания тоже разные бывают. Одним ребятам трудно собрать внимание «в кучку» - сложности концентрации. Другие не могут быстро переключаться от объяснений учителя к работе в тетрадке – распределение внимания слабое.
Задания на лето.
Мы поделимся некоторыми необычными способами борьбы с ошибками, так огорчающими школьников. Это ошибки внимания и применения правил.
- Напечатайте все пройденные правила на отдельных карточках. Вклейте их в альбомчик с перекидными страницами. Альбомчик – ваша настольная книжка. Добавляйте в него каждое изученное правило.
Как пользоваться альбомом с правилами?
- Можно каждый день его перелистывать и правила перечитывать. Но если остановиться только на этом, есть риск, что ничего не изменится: правила будут сами по себе, а правописание само по себе.
- Полезно применять правила сперва по факту: сделал ребёнок ошибку, пусть найдёт, какое правило нарушено.
Можно составить специальные тексты.Леночке предложили специально подготовленные тексты с ошибками. Ошибки надо было не просто исправить, а пояснить, на какое правило они сделаны. И найти это правило в альбомчике. Ошибки можно исправлять прямо в тексте. Тексты могут быть на определённое правило.
Например, в рассказе про рыбалку ошибки на два правила:
- выделение предложения (первое слово с большой буквы, в конце точка),
- правописание заглавной буквы.
Если правила не находилось, обращались к орфографическому словарю с установкой: запомни, как слово правильно пишется.
Задания на лето бывают очень эффективны.
Однажды знаменитый артист рассказывал, почему его письмо было идеально грамотным. В шестом классе он подружился с девочкой. На летних каникулах она уехала на дачу. А он обещал ей писать каждый день письма. Слово мальчик сдержал. Но чтобы не выглядеть безграмотным, он каждое слово письма проверял по орфографическому словарю. Вот представьте – ежедневная работа результатом имела, как он сказал, «патологически идеальную грамотность».
По наблюдениям, дети, пишущие безграмотно, редко осознано используют орфографический словарь. Взрослые их просто не учат, не придают особого значения. А это настольная книга школьников. Может быть с работы с ним и надо начинать. Многие дети не сразу понимают, что такое ошибка. Ниже приводим пример текста с ошибками почти в каждом слове.
Когда ваш школьник уже более-менее эффективно работает с ошибками, даём работу посложнее. Обычный текст из учебника переписать и сделать 5 (а потом больше) ошибок. Причём не просто сделать, а объяснить, на какое правило ошибка. Очень тяжёлая умственная работа, поэтому начинайте с 2-3 предложений.
И хотя до лета ещё целая учебная четверть, будем готовиться заранее. Сайт Нестандартные дети желает успехов.
Комментарии
Спасибо, Галина.
Отличное занятие! У моего ребенка фотографическая память, ошибок он вообще не допускает, так как помнит написание слов из прочитанных книг. Скажу честно, я не могу к этому привыкнуть, удивляюсь каждый раз как в первый раз
Даже и Айшат нашла бы себе что-то, как альтернативу ремню.
Возможно, кто-нибудь и использует. Дети, приходящие ко мне на занятия, этого не имеют. Была такая учительница С. П. Лысенкова. У неё весь класс был завешан планшетами с правилами, а у каждого ребёнка была такая книжечка с правилами.
Что до словаря, то сейчас дети работают больше на слух. Как я понимаю, не каждый учитель столько же времени уделяет зрительному анализатору.
Возможно, в разделе Способности - Внимание вы что-нибудь для себя найдёте.