Есть немного функций, делающих человека человеком. Одна из главных – память. Трудно найти человека, который, имея слабую память, не хотел бы ее улучшить. Однако мало кто прилагает к этому усилия. Главная причина — отсутствие информации о способах достижения такой цели. А кое-кто считает, что память — способность врожденная и, следовательно, усовершенствованию не поддается. Эта мысль, вне всякого сомнения, ошибочна.
Для улучшения памяти необходимо разобраться, как ее механизм действует, что препятствует ему, а что, наоборот, облегчает работу. Представляется этот механизм в виде цепи. Процесс забывания включается, когда цепь разрывается в каких-то местах.
Цепь выглядит следующим образом.
Представив память в виде такой схемы, мы поймем, что мешать нашей памяти качественно работать могут три вещи:
- отсутствие интереса, потребности, мотивации;
- недостаточная концентрация внимания;
- плохая организация материала.
Отсутствие интереса, потребности, мотивации. Если их нет, надо придумать. Мы забыли многое из изучавшегося нами в школе. Но то, что нам надо, мы прекрасно помним. Например, никто не разучился читать и считать.
Недостаточная концентрация внимания. Представьте себе, что читаете книгу. Вдруг ловите себя на том, что ваши мысли витают далеко от нее. Возвращаясь к тексту вы, скорее всего, поймете, что ничего не запомнили, хотя в книгу добросовестно смотрели. С этим примером сталкивался каждый из нас. Большая часть проблем памяти связана именно с недостатками внимания.
Плохая организация материала. Она приводит к затруднениям в извлечении запомненного материала. Помню, что где-то, что-то читал, видел, но все так расплывчато. Ничего конкретно сказать не могу. Поэтому материал необходимо структурировать, например, составить схему или план.
Возможно, у кого-то возник вопрос: как избавиться от непродуктивных возвратов при чтении? Много времени теряется потому что, чтобы хорошо запомнить текст, приходится перечитывать его не один раз. Я предложу простой, но эффективный способ. Его могут использовать и взрослые, и дети. Поставьте себе задачу: выполнять это упражнение до тех пор, пока от непродуктивных возвратов не избавитесь. Возьмите чистый лист бумаги, ручку или карандаш. Начинайте читать. Как только вы поймаете себя на желании подумать о чем-то другом, ставьте палочку (галочку). Закончив читать, сосчитайте, сколько раз вам хотелось отвлечься. Я думаю, не один и не два. Тогда пусть это упражнение станет вашей хорошей привычкой и способствует эффективной работе памяти.
Комментарии
Выработать в себе можно , не отвлекаться от сюжета, материала, и хороший совет.
По себе замечаю часто, если есть какая-то еще работа, не сделанное, то мозг работает на две стороны, и какая-то сторона завоевывает. Поэтому, я сначала все сделаю, чтобы меня не отвлекало по ходу чтения. Это если рассматривать такую сторону самой проблемы невнимания.