Родители часто жалуются на плохую память детей (особенно в школе). Причина этого чаще всего заключается в том, что у детей не развита произвольность процесса запоминания. Иначе говоря, информацию мы даем, но ребенок не ставит перед собой задачи ее запомнить. Как говорится, "в одно ухо влетело, в другое вылетело". Работает непроизвольная память: интересно – запомнится, неинтересно – нет.
Резервы непроизвольного запоминания достаточно велики. В дошкольном возрасте его вполне хватает. Но в школе низкий уровень произвольности психических процессов, особенно памяти, становится препятствием в обучении. Как помочь?
Мнемотаблицы
Научите ребенка организовать материал, представить себе. Использовать опорные схемы полезно уже с дошкольниками. Лучше всего использовать всякого рода картинки. Такой вид опорных схем можно встретить под названием мнемотаблицы, экспресс-таблицы, мнемодорожки и проч.
Мнемотаблицы – это опорные схемы, которые помогают ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать. Пример – в начале статьи. Эту таблицу использует для заучивания стихов в речевой группе логопед Анна Резчикова. Подобную опорную табличку может сделать любой родитель совместно с ребенком.
Мнемотаблицы эффективны
- Во-первых, зрительные образы хорошо запоминаются.
- Во-вторых, дети любят рисовать, поэтому работа не будет напрягать.
- В-третьих, ребенку приходится много раз перекодировать информацию: слово в образ и наоборот. Это очень полезная работа, так как в мозге образуются и укрепляются межполушарные связи.
Начинать обучение надо со знакомых сказок, стихов. Сказки сродни игре, поэтому ребенку проще установить ассоциации со знакомыми персонажами. В любой сказке хорошо просматривается последовательность действий героев. Первую таблицу надо сделать взрослому. Кстати, детям мы называем мнемотаблицы таблицами для запоминания, чтобы сразу создать соответствующую установку.
Приведем в пример сказку "Теремок" (Рис. 2).
Последовательность работы с мнемотаблицей
- Рассмотрите с ребенком, что нарисовано на таблице. Какая сказка здесь спряталась? Обратите внимание на особенности героев, которые вы изобразили.
- Предложите ребенку пересказать историю с опорой на картинки (образы). Помогите в случае затруднений.
- Мнемотаблицы следующих сказок рисуйте вместе с ребенком, чтобы он видел, как вы это делаете и учился. Опоры в таблицах – главные герои и последовательность их действий.
Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста и возраста ребенка: для малышей достаточно 4 или 9 ячеек. Чем старше ребенок и чем больше у него опыта, тем больше ячеек могут содержать мнемотаблицы.
Мнемотаблицу можно разрезать и играть в следующие игры:
- восстанавливать последовательность картинок по памяти;
- смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
- определять, где должна находиться "выпавшая" картинка среди других;
- найти лишнюю картинку;
- найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- "распутать" два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);
- игра "Не зевай, нужную картинку поднимай". Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Здорово то, что дети сами быстро научаются создавать таблицы для запоминания. Мы применяем мнемотаблицы уже с детьми младшего возраста. Есть опыт использования метода в обучении детей с синдромом Дауна, ДЦП, аутистов. Только в этом случае рисуются не таблицы, а мнемодорожки, так как количество материала небольшое. Например, с помощью мнемодорожки из 4 ячеек воспитатель заучивала с "даунятами" стихотворение "Со ступеньки на ступеньку я шагаю помаленьку".
Мнемотаблицы помогут активизировать непроизвольную память и развивать визуальное мышление. Научив детей использовать, а потом и самостоятельно их создавать, вы решите много проблем.
Комментарии