Продолжаем формировать один из приёмов культурной памяти – приём группировки. Когда дошкольник понял, чем отличается рассказ от не-рассказа и научился безошибочно его узнавать, можно переходить к установлению в нём последовательности событий. Обратите внимание, что одновременно с приёмом группировки идёт работа над логическими построениями, образной памятью и проч.
Последовательность работы над приёмом группировки информации
А. Подбираем для работы 20-25 коротких текстов. Если таковых недостаточно, можно взять 1-2 абзаца из большого рассказа.
Б. Инструкция для ребёнка (детей). Сейчас я прочитаю тебе (вам) рассказ. Послушай его внимательно и запомни, что было сначала, что потом, и чем вся история закончилась. Чтобы тебе было полегче, я дам тебе вот такую разноцветную полоску из трёх частей (рис. 1):
- зеленая – что было в начале рассказа,
- красная – что потом,
- синяя – чем рассказ закончился.
В. Чтобы ребёнку было интересно, полезно взять рассказ с драматическими событиями. Или дидактические материалы для диктантов, проверки техники чтения. Их сейчас много издаётся. Только надо смотреть, чтобы содержание соответствовало возрасту. Если ничего такого под рукой не имеется, вы можете придумать рассказ сами. Пример такого рассказа ниже.
"На равнине рос лес из берёз, сосен и ёлок. (Можно упростить: лес из больших берёз и маленьких ёлочек). Под толстой берёзой была глубокая нора. Её вырыла лисица. Лисица поселилась в норе со своими лисятами. Лисят было четверо. Лисица пошла на охоту. А лисята дружно играли около норы. Скоро лисица вернулась с добычей и накормила своих детей".
Г. Читаем рассказ 2 раза. Потом просим ребёнка (детей) ответить на вопросы.
- Что было вначале? (Как начинается рассказ? С чего начинается история?)
- Что было дальше?
- Чем дело закончилось?
Иногда ребёнку по какой-то причине трудно воспринимать текст на слух. Да и вообще большинство дошкольников воспринимает информацию в образах. Тогда мы подключаем для формирования приёма группировки культурной памяти эту детскую способность. Её можно использовать по-разному.
Я покажу один из способов. Мне он представляется наиболее эффективным. Предложим ребёнку нарисовать книжку-раскладушку. На ней хорошо видно, где начало рассказа, где конец, и что мы отнесём к середине. По истории про лису дети нарисовали серию картинок, помогающих освоить приём группировки информации. Не сомневаюсь, что ваш ребёнок тоже так сможет.
Эту последовательность картинок можно склеить между собой и согнуть "гармошкой". Вот вам и самодельная книжка-раскладушка.
Если такую работу выполнять много раз, ребёнок привыкает в уме раскладывать воображаемые картинки. Формируется не только культурная память, а конкретно приём группировки информации, но и аналитическое мышление. Рисуя картинки, вы увидите как развиты у ребёнка графические навыки, насколько он наблюдателен, как умеет соотносить слово и стоящий за ним образ, и при необходимости поработать в этом направлении. И общение, конечно, тоже важный вопрос. У вас с малышом будет совсем другой уровень взаимопонимания.
Комментарии