Лето – удобное время поработать над ориентировкой в пространстве. Ориентировка в пространстве – навык, базовый (подчёркиваю!) для любого обучения. Это значит: чему бы ребёнок не учился, навык ориентировки в пространстве будет ему помогать.
Именно поэтому он заслуживает большого и особого внимания.
Содержание
Пространственная ориентировка у дошкольников
Последовательность формирования ориентировки в дошкольном возрасте следующая.
- малыш осваивает собственное тело (схему тела);
- потом переходит к окружающим предметам – учится выделять их различные стороны: переднюю, тыльную, верхнюю, нижнюю, боковые;
- далее учится определять пространственное расположение предметов относительно себя;
- к школе осваивает ориентировку на плоскости, проще говоря, тетрадный листок.
Все эти навыки обязательно должны сопровождаться появлением и применением в речи словесных определений пространственных отношений: вперед–назад, вверх–вниз, направо–налево и прочее.
Полезно, чтобы к началу школьного обучения в речи детей появились и правильно применялись ещё 2 группы слов, обозначающих ориентировку в пространстве:
- предлоги,
- наречия.
Предлоги в картинках
Обучение дошкольника (да и младших школьников) должно быть наглядным. Существует много разных вариантов графического изображения пространственных отношений. Они изображаются в виде карточек-схем.
Предлогов в русском языке много.
Не все они доступны дошкольникам. К школе полезно усвоить две группы.
- Предлоги, отражающие многообразные статические пространственные отношения предметов (в том числе и человека).
- Предлоги, передающие направление движения либо указывающие местонахождение предмета во время движения.
Предлоги в русском языке первой группы (статические)
Предлоги в русском языке второй группы (на движение)
Работая с предлогами, полезно соотносить карточки-схемы с картинками.
Игры на закрепление предлогов
Наиболее эффективно умение ориентироваться развивается в игре.
Подбери пару
Распечатать предложенные или составить свои наборы. Рассмотреть. Выяснить, что происходит на картинках, почему рядом с картинкой нарисована именно такая карточка-схема. Разрезать, перемешать. Предложить ребёнку выложить карточки-схемы в столбик (мало кто знает как это) и подобрать к каждой из них карточку с сюжетом.
Действие – карточка схема
Возьмите книжку и ручку. Выполняйте следующие манипуляции, а ребёнок называет действие и подбирает карточку-схему. Каждый раз задаём вопросы: "где находится ручка?" и (если уместно) "откуда ручку достанем?"
- Ручка на книжке
- Ручка под книжкой
- Ручка в книжке
- Ручка за книжкой (книжку ставим вертикально)
- Ручка над книжкой
- Ручка справа от книжки. Перемещаем через книжку на левую сторону.
- Ручка между книжками
Игра «Сделай по команде»
Взрослый даёт команду, ребёнок выполняет: руки за спиной (откуда руки достанем?), на голове, над головой, за головой (откуда руки достанем?), под подбородком, перед грудью. Голова между ладонями. Достань ухо через голову.
Будет здорово, если дети сами нарисуют простенькие сюжеты на заданный предлог.
Малышам будет интересно посмотреть на видео
Ориентировка в пространстве: наречия
Этого слова пугаются все, кроме логопедов, потому что никто не помнит, что это такое есть. А на самом деле всё очень просто.
Наречия, которые полезно ввести в словарь подготовишек, – это слова, отвечающие на вопросы:
- Куда?
- Откуда?
- Где?
«Пространственная» терминология окружает нас повсюду. Поэтому не требуется искать какой-то особый материал для занятий с детьми. Важно только учить детей использовать предлоги и наречия до тех пор, пока они не станут применять их в спонтанной речи. Сайт Нестандартные дети желает успехов своим читателям.
Комментарии