Одна из проблем современных первоклассников неумение воспринимать и удерживать в оперативной памяти инструкцию. В школе эта трудность будет выглядеть так.
Учитель говорит, что делать, а ребёнок не запоминает, запоминает не полностью, вкладывает в слова учителя иной смысл. В результате работа не выполняется или выполняется с ошибками.
А помочь совсем просто. Подготовка к школе должна включать вот такие игры со словами.
Словесная игра «Запомни-повтори-ответь»
Ход игры. Взрослый говорит фразу (предложение). Ребёнок повторяет в точности. Взрослый задаёт вопрос. Ребёнок отвечает. Ответ может быть односложным (одним словом) или фразой.
Стимульный материал для словесной игры
Ответь: Кто? Куда?
1. Птица летит в гнездо. |
2. Рыба плывёт в море. |
3. Бабочка села на цветок. |
4. Девочка пошла в школу. |
5. Муравей спешит в муравейник. |
6. Вася отправился в путешествие. |
Ответь: Что? Куда?
7. Шарик улетел в небо. |
8. Книга поставлена на полку |
9. Ракета полетела на Марс. |
10. Чашка упала на пол. |
11. Пчёлки жужжат в саду. |
12. Ася сидит на лавочке |
13. Самолёт летит в небе |
14. Книга стоит на полке. |
15. Бантик завязан на косичке. |
16. Медведь на поляне ест малину. |
17. Маша на балконе поливает цветы. |
18. Гусята во дворе щиплют травку. |
19. Мама в магазине покупает продукты. |
20. На дереве сухая ветка. |
21. Маленький ребёнок спит в кроватке. |
Таких простеньких предложений можно, как говорят дети, «напридумывать видимо-невидимо». Для поддержания мотивации меняйтесь с ребёнком ролями. Ему будет интересно вас поучить.
Словесная игра «Запомни-повтори-ответь». Усложнение 1.
Когда дети получат некоторый опыт, можно взять коротенький рассказ и зачитать ребёнку так: вы читаете предложение за предложением, он повторяет и отвечает на вопросы.
1. Жила в лесу рыжая лисица. | Кто? Какая? Где? |
2. Подкарауливала лисица зайцев и ловила. | Кто? Что делала? Кого? |
3. Решили зайцы лисицу прогнать из леса. | Кто? Что сделать? Кого? Откуда? |
4. Спрятались хитрые зайцы в кустах. | Кто? Какие? Где? |
5. Дождались зайцы лисицу и очень громко закричали. | Кто? Кого? Что сделали? |
6. Лисица испугалась и убежала. | Кто? Что сделала? |
Словесная игра «Запомни-повтори-ответь». Усложнение 2.
Рассказ можно усложнить. К примеру, взять не сюжетный, а описательный рассказ.
1. Одуванчик расцветает весной раньше многих цветов. | Что? Когда? |
2. Сначала из земли прорастает розетка листьев. | Что? Откуда? |
3. Листья у одуванчика длинные с зубчиками по краю. | Что? Какие? |
4. Потом вырастает длинный стебелёк с бутоном. | Что? Какой? |
5. Стебелёк вытягивается вверх к небу и солнышку. | Что? Что делает? Куда? К чему? |
6. Скоро бутон распускается | Что? Когда? |
7. На свет появляются мелкие, похожие на трубочки, жёлтые цветы. | Что? Какие? Ещё какие? Что делают? Куда? |
8. Цветок похож на маленькое солнышко. | Что? На что? Какое? |
9. А потом желтые цветы превращаются в белые парашютики и разлетаются в далёкие края. | Что? Какие? Куда? Что делают? |
Если продготовишка уже читает, такие словесные игры помогут ему
- научиться быстро и правильно «схватывать» смысл текста;
- пересказывать, не теряя последовательности событий;
- удерживать в оперативной (т. е. на короткий промежуток времени) памяти большие куски текста, чтобы записать их в тетради,
- Пополнят словарный запас, также очень бедный у современных детей.
Понятно, что для грядущих диктантов польза невероятная.
Вариант словесной игры «Запомни-повтори-ответь» для читающих подгототовишек и школьников: ответы на вопросы искать в тексте.
Словесные игры – большая польза при подготовке к школе.
Комментарии