Многим родителям известна такая беда, как безграмотное письмо, поразившая современную отечественную школу. Ставят ребёнку тройку за русский язык по принципу «три пишем два на ум пошло». Самая, пожалуй, распространённая ошибка безграмотного письма – неумение подобрать проверочное слово.
Причинами могут быть:
- Бедный словарный запас и непонимание смысла слов.
Плохо, например, у современных ребят развит глагольный словарь. Чаще всего идут замены одних слов другими, более употребительными и близкими по действию, словами. К примеру, практически всегда, глядя на картинку с вяжущей что-то бабушкой, малыш уверенно констатирует: она шьёт.
Иногда, понимая, что бабушка всё же не шьёт, ребёнок придумывает своё слово: бабушка «спицывает».
- Отсутствие навыков словообразования.
Самое полезное для профилактики безграмотного письма – научить ребёнка словообразованию. Невозможно знать все слова родного языка. А вот навыку осознанного образования слов научиться нетрудно. И сделать это надо ещё в дошкольном возрасте.
Полезно играть в следующие словесные игры на словообразование. Требование одно – сперва работаем с опорой на наглядность.
Схемы и рисунки помогают ребёнку задействовать и правое, и левое полушарие мозга и наладить между ними связь. Это самый эффективный вариант запоминания и понимания слов и выражений русского языка.
Словесные игры на словообразование глаголов
1. Словесные игры с использованием динамических (отражающих движение) схематических изображений
Вариант для нечитающих детей
Нарисуем рассказ.
Это Вася. Это дом, где он живёт.
- Вася вышел из дома.
- Пошёл по тротуару.
- Перешёл через улицу.
- Дошёл до остановки.
- Сошёл с автобуса.
- Зашёл за другом.
- Подошёл к школе.
- Вошёл в школу.
Каждый овал со значком показывает действие из рассказа.
Рис.2. Словообразование по Ш. Амонашвили
Дети достаточно быстро (упражнений через 10-15) понимают общий способ изменения глагола: «Ага! Надо к слову ШЁЛ впереди добавить короткие частички вы-, по- , пере- и другие»
И как только поймут, подавай как можно больше глаголов для тренировок.
Вариант для читающих детей
Если ребёнок умеет читать, то задача упрощается. К глаголу «лететь» (самолёт взлетел…) шестилетняя София придумала рассказ и нарисовала вот такую схему уже к 9 занятию.
Рассказ Софии на словообразование
На аэродроме жил маленький самолёт. Он долго стоял, но очень хотел полететь высоко-высоко. Однажды он взлетел в небо. Полетел над лесом. Пролетел над деревней. Перелетел через речку. Залетел за тучку. И улетел далеко-далеко.
Схема к рассказу на словообразование
Рис. 3. Словообразование: схемы для читающих
2. Словесные игры на словообразование с использованием статических схем
Примером может быть приведённая на рисунке 1 схема. Вместо глагола «ходить» можно поставить любой другой глагол. С этой схемой полезно работать ежедневно.
3. Словесные игры на словообразование без использования схем (на слух)
Инструкция. Берёте два любых глагола. Один будет изменять взрослый, второй – ребёнок по его примеру. Взрослый последовательно добавляет к глаголу приставки, называя получившееся слово. Ребёнок добавляет к своему слову такую приставку и проговаривает слово.
Ехать | Бежать |
Въехать Съехать Наехать Переехать Заехать Отъехать Объехать Проехать |
Взбежать (на горку) Сбежать Набежать (волна на берег) Перебежать Забежать Отбежать Обежать Пробежать |
Таким образом, появляются целые семейки (гнёзда) однокоренных слов, из которых нетрудно выбрать проверочное.
Словесные игры на словообразование самый простой и быстрый способ набора глагольного словаря. Овладеть словообразованием способен уже дошкольник. Важно только, чтобы он понимал смысловое значение слов. Этому эффективно способствует придумывание словосочетаний с глаголами и показ в движении.
Обратите внимание, что в таких упражнениях ребёнок не просто учится образовывать новые слова. Он усваивает общую закономерность словообразования, и может применить её в новой ситуации, не требуя помощи взрослого. Практически развивается языковая интуиция.
И последний нюанс: не все из образованных с помощью приставок глаголов могут быть применены в современной речи. На это тоже надо обратить внимание ребёнка.
Комментарии