Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный материал - игра: дидактическая, ролевая, подвижная с правилами.
Например, как тренируется такая важная для человека способность, как ориентировка в пространстве?
Содержание
- Виды пространственной ориентировки
- Якоря для ориентации в пространстве
- Ориентировка в пространстве с помощью игр
Что для вас скорость реакции, умение быстро ориентироваться в окружающем? Для меня - это качества, обеспечивающие успешность обучения. Пространственная ориентация - основа пространственного мышления (звуковой анализ слова, математика, химия, физика как минимум), а если посмотреть шире - основа способности выживать и адаптироваться.
У части людей быстрая скорость реакции и ориентировка в пространстве - врождённые качества. Но и развивать их тоже можно в широких границах. Особенно эффективно это важное качество может быть развито в детстве.
Виды пространственной ориентировки
- в схеме тела,
- в пространстве,
- на плоскости.
Ориентировке в схеме тела можно учить рано. Самая простой приём - "покажи глазки, ушки" и так далее - уже в раннем возрасте.
В 3-4 года с малышом можно осваивать не только схему тела, но и некоторые навыки ориентировки в пространстве. Самое простое - "вверху-внизу", "впереди-позади"и, менее очевидное, "справа-слева".
Четырёх-пятилетний дошкольник осваивает умение ориентироваться, соотнося предметы и стороны корпуса: вверху - где голова, внизу - где ноги. Ребёнок сам и есть точка отсчёта. Поэтому полезно твёрдо выучить с малышом правую и левую стороны тела.
Если воспитаннику трудно запомнить это, то надо создать какие-то "якоря".
Якоря для ориентации в пространстве
Часто таким "якорем" становится ведущая рука. Дошкольнику (или ученику) говорят: "Ты держишь ложку (карандаш, ножницы), допустим, в правой руке. Значит, другая рука будет левая".
Такой способ срабатывает не у всех. Среди моих воспитанников был мальчик, прекрасно знавший, что он левша. Но при этом путал правое и левое. Тогда ему на левую руку была повязана красная шерстяная нитка. Мальчик носил нитку до тех пор, пока накрепко не запомнил "справа и слева". Девочке вместо нитки можно надеть браслетик. Девчонки обожают разные "фенечки". Только надо следить, чтобы браслет не снимался.
Ещё одним "якорем" для детей предшкольного возраста может стать сердце. Этот приём я подсмотрела у логопеда. Мы говорим малышу: "Положи ладошку на грудь и найди, где стучит сердце. Запомни, сердце всегда слева. Рядом с ним все левое: рука, сторона тела"
Ориентировка в пространстве с помощью игр
«Далеко - близко»
Можно играть в любом месте. Гуляя, рассматривайте предметы вокруг и определяйте, что далеко (высоко, впереди, слева), а что близко (низко, позади, справа). Для детей постарше задачу усложним: что изменится, если повернуться на 90, 180 градусов.
"Дотронься до..."
Популярное у многих логопедов упражнение на ориентировку в схеме тела. Упражнение малой подвижности, поэтому играть можно практически в любых условиях. Ведущий даёт задания:
- дотянись правой рукой через голову до уха слева,
- почеши левой рукой ногу слева,
- надуй щёку справа и т.д.
Задания трудные, несмотря на кажущуюся лёгкость. Не каждый взрослый сможет быстро сориентироваться. Но тренировка полезна, так как развивается не только пространственная ориентация, но и разные стороны внимания
«Весёлая зарядка»
Зарядку или физкультурную паузу на уроке или занятии можно сделать прекрасной тренировкой пространственной ориентации. Занимаемся под музыку и без неё. Пусть дети под вашу команду выполняют задания вроде "Правая рука в сторону (вверх, вперёд) и т. д." Далее следуют прыжки: "Прыжок назад, два прыжка вперёд, прыжок вправо, четыре прыжка влево". Прыжки заменим шагами. Кроме пространственной ориентации воспитанники учатся чётко выполнять команды. А если играть с группой, то они научатся синхронизировать свои действия.
"Куда змея ползёт"
Играющим надо стать "змейкой". Ведущий даёт команды, а "змейка ползёт" в указанном направлении. Поменяйте "змейку" на другой движущийся предмет, и для дошкольников это будет новая игра. Малыши, например, любят "ездить в автомобиле".
"Найди клад"
Тоже классное упражнение для развития навыка. Играть можно на улице, в помещении. Кладом может быть любая вещь, чем-то ценная для играющего или просто конфеты (если игра на празднике). Заверните всё в бумагу, подпишите КЛАД и спрячьте. Нарисуйте маршрут, по которому клад отыщется. Пройдите по маршруту, считая шаги. Шагайте маленькими (как у ребёнка) шагами. Запишите, чтобы не забыть, количество шагов на каждом этапе маршрута. Инструкция: "Сейчас я буду тебе сообщать в какую сторону сделать сколько шагов. Ты слушай внимательно задания и выполняй точно, как я сказала. Если всё сделаешь правильно, найдёшь клад".
"Поставь игрушки, как я скажу"
Удобнее всего использовать небольшие игрушки. Инструкция: "Поставь игрушки так, как я тебе скажу". Примеры заданий.
- Поставь на столе перед собой собачку.
- Справа от собачки поставь мишку.
- Позади мишки поставь машинку и т.д.
Частое явление, когда пространственная ориентация вроде уже крепко усвоена, но в зеркальном отражении дошкольник (или ученик) продолжает путаться. Как это преодолеть? Об этом далее.
Комментарии
Спасибо большое за статью, узнала очень много интересных игр, о которых даже и не догадывалась
Удачи и всего наилучшего Вам и Вашему прекрасному блогу! Процветания и много-много благодарных читателей!
P,S, Обязательно теперь буду к Вам заглядывать
Удачи Вам!