Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Мышка по клеткамСнова возвращаемся к графическому диктанту, удобной и разносторонней тренировке ума детей. Обычная тренировка проходит следующим образом: взрослый говорит, как рисовать на листе в клеточку, а дети реализуют, переводя слова в линии.

В интернете много рисунков – простых и посложнее, – нарисованных под прямым углом, по прямым линиям. Ориентировка проста: знай «право-лево», «верх-низ», да считай поточнее.

Полезно учить графическому диктанту трёх видов.

Обязательно слова сопровождайте показом. Сядьте рядом, чтобы рисунок не был перевёрнутым для ребёнка.

«Заборчик»

Все тоже знают. Но хочу обратить внимание: здесь полезно ввести понятие шага. Рисуя прямыми линиями под углом 90, говорим детям:

– Сейчас мы будем шагать по клеткам. У клетки четыре уголка. Проводя линию от уголка до другого уголка, мы делаем один шаг. Шагаем вверх, вниз, вправо или влево, куда я скажу. Если я скажу: две клетки вверх, то вы рисуете линию от уголка до другого уголка, а от него до третьего уголка. То есть делаете два шага.

Получается все известный рисунок из повторяющихся элементов. На начальном этапе ребёнку надо помогать, подсказывать, спрашивая: вправо – это куда, вверх – это куда. При появлении уверенности в рисовании графического диктанта усложните жизнь.

  1. Предложите: ты теперь диктуй, как рисовать дальше. Такое усложнение хорошо проходит при работе в группе. Появляется дополнительный интерес и осознание, что же мне делать в следующий момент (начало прогнозирования).
  2. Когда нарисована пара элементов под диктовку, предложим: продолжи самостоятельно до конца строчки.

Второе усложнение диагностическое. Хорошо видно обращает ли ребёнок внимание на уже нарисованный образец, сколько делает ошибок, видит ли их и исправляет. Очень хорошо, когда дети видят ошибки и пытаются их исправить: появился самоконтроль – важнейшее качество для будущего школьника.

 «Предметы»

Даже описывать не буду – его все знают. Интернет забит примерами. Рисуется замкнутый контур. Отмечу одно полезное усложнение для симметричных рисунков: половину рисуем под диктовку, а вторую достраиваем зеркально первой. Восприятие симметрии у современных детей не на уровне.

«Предметы» со сложным шагом

А как нарисовать под диктовку линию, где требуется соединить углы наискосок, по диагонали? На самом деле не так просто. Эта работа сродни ориентировке в системе координат, уже этим очень полезна.

Нам потребуется сложный шаг. Предположим, надо провести линию из точки А в точку Б.

В первом случае инструкция.

Ставим точку А. Из неё делаем сложный шаг: 2 клетки вверх, 2 клетки вправо. Ставим вторую точку. Соединяем начальную и конечную точку прямой линией. Получилась необходимая линия «наискосок». Называем так, потому что слово «диагональ» когда в школе появляется?

Третий вариант инструкции.

Делаем сложный шаг: 4 клетки вверх, 2 клетки влево.

Отрабатывать сложные шаги с будущими школьниками, по опыту, полезнее индивидуально, особенно если ребёнок право/лево путает. Поначалу для многих ребят диктант со сложными шагами труден. Продвигаться надо потихоньку, постепенно, чтобы не отвратить их от такого полезного для школьного обучения дела.

Примеры графического диктанта со сложным шагом

 "Крокодил"

Описание диктовки.

"Собака"

Описание диктовки

 "Цыплёнок"

Описание диктовки

Примерно так взрослый диктует, а ребята рисуют по клеточкам. Диктант со сложными шагами полезен для учеников 1 класса, расширяя скорость ориентировки.

Усложнение для читающих детей.

Для самостоятельной работы читающим ребятам дают только описание. Образец перевёрнут лицом вниз. Ребёнок выполняет ступень и вычёркивает её, чтобы не запутаться. Выполнив задание, сравнивает работу с образцом и отмечает ошибки (если они имеются). Графический диктант со сложными шагами – отличная тренировка сосредоточенности и самоконтроля.

Комментарии   
Олли
0 #5 Олли 18.03.2017 09:07
У моего сына в садике часто был такой графический диктант, ему очень нравилось.
Цитировать
Галина Обнорская
0 #4 Галина Обнорская 16.03.2017 08:31
Нет, Лена. Трёхлетке они ещё недоступны. Это раздел "Подготовка к школе". Деткам трёх лет хорошо бы научиться работать с графомоторными дорожками. Вот это им вполне по силам.
Цитировать
Лена Жабинская
0 #3 Лена Жабинская 16.03.2017 07:22
Очень интересно, неужели с таким упражнением способен справиться ребенок 3 лет? Надо попробовать, спасибо!
Цитировать
Ольга
0 #2 Ольга 12.03.2017 12:36
Хорошая практика для детишек, главное всё доступно объяснить и заинтересовать )
Цитировать
Viktoria
+1 #1 Viktoria 11.03.2017 23:49
Отличная подготовка руки и ума. При выполнении подобных занятий скорость не важна, важно соответствие образцу, соблюдение расстояний между линиями, наклона, и в некоторых случаях, требуемого нажима. Мы с сыном начали заниматься подобным образом, не так давно, но уже на 2 занятие было видно, что ребенок вник и с удовольствием выполнял его.
Цитировать
Добавить комментарий