Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Зеркальная симметрияЗначение сформированности у ребёнка понятия симметрии на пороге школы велико. Симметрия – одно из основных понятий в  математике, письме и чтении. Словом везде, где мы сталкиваемся с пространственным мышлением:

  1. в математике это геометрия, стереометрия, работа в системе координат;
  2. в химии – строение химических веществ;
  3. сюда же черчение и физика.

Существует не один вид симметрии, не будем на них останавливаться. В дошкольном детстве важнее всего освоить зеркальную симметрию, в животном мире называющуюся билатеральной.

У большинства детей понятие симметрии формировалось и формируется стихийно через рисование, конструирование, лепку и прочую ручную деятельность.

Проблема в том, что ручная деятельность в детсадовской программе сокращена значительно. Поэтому понятие симметрии надо формировать специально. Как это делать?

Как формировать понятие симметрии у дошкольников?

Ориентировка в пределах собственного тела, начиная с раннего возраста.

Подготовишкам полезно чётко знать, что у каждого человека есть  середина тела и правая и левая часть тела. Вот про эту середину, которая есть линия симметрии, взрослые чаще всего и забывают. Главное: правая/левая рука. А должна быть полная картина.

Складывание листа бумаги

Во второй младшей группе учите сгибать лист бумаги пополам, так, чтобы уголки совпадали. Не погружаясь в пространные разъяснения, стоит обратить внимание на линию сгиба и показать малышу, что части листа одинаковые. Кстати, не все старшие ребята делаю это правильно.

Вырезание симметричных фигурок.

В средней группе ребёнок способен вырезать  фигурку из сложенного пополам листа.Вырезаем ёлку симметрично

  • Возьмите небольшой прямоугольный лист бумаги, примерно 14*7 см, чтобы он удобно удерживался в руке малыша. Согните пополам.
  • Нарисуйте половинку предмета. Предмет нужен простой. Мы берём ёлочку.
  • Держа бумагу за сгиб, вырезайте её по линиям.
  • Разворачивание вырезанной фигурки приводит детей в восторг. Можно взять не ёлку, а что попроще, шарик, к примеру. Подготовишки вырезают целые гирлянды ёлок, человечков, держащихся за руки, и прочее.

Взрослые часто возражают: сложно для четырёхлетки. Отвечу так. Если ничему не учить, сложно будет до пенсии. Конечно, если ребёнок ножницы в руках держать не умеет, то сперва этому надо научить. Научить просто резать, разрезать, а уж потом вырезать.

Надо всегда помнить, что ребёнку полезно работать в зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это то, что он сам ещё сделать не может, но с помощью взрослого – вполне. Расскажите, покажите, похвалите… Видите – освоил действие, легко справляется, дайте задание немножко посложнее.

Дорисовывание предметов.

Начиная со средней группы, ребята способны дорисовать часть предмета по контурным линиям.

Усложнение.

  • дорисовать предмет без контурных линий.
  • сам предмет потихоньку усложняется добавлением деталей.
  • рисование двумя руками одновременно (зеркальное рисование).

Рисование по клеточками.

Выбираете симметричную фигурку. Мы берём робота. По вашей инструкции ребята рисуют половину робота. Вторую половину предложите им дорисовать самостоятельно.

Понятие симметрии: дорисовать по клеткам

К выпуску подготовишкам полезно освоить понятие симметрии на интуитивном уровне через деятельность.

Ребёнок не усвоил понятие симметрии?

Как узнать, что симметрия не «дошла» по назначению? Проведите простой тест. Берём рисунок (ниже), распечатанный на А4, другим листом, размером А5, закрываем его половину. Закрепляем скрепкой или «прихватываем» клеем.

Образец для теста на симметрию

Квадратное зеркальце (без рамки) ставим на край закрывающего листа. Детально рассматриваем с ребёнком всё, отражающееся в зеркальце.

Задание. Нарисуй на чистом листе за зеркалом всё, что ты увидел в зеркале.

Возможные варианты на рисунке ниже. Из них только один, самый нижний, показывает, что понятие симметрии у ребёнка сформировано.

Если он с заданием не справился, то надо поработать. Упражнения проводим с помощью того же зеркала  до полного усвоения понятия симметрии. Советуем для упражнений сперва брать отдельные, достаточно простые фигурки, которые ребёнку будет несложно воспроизвести.

Может быть, вам придётся не один раз показать ему, как вы рисуете симметричные рисунки, потом сделать это вместе, и только потом предложить самостоятельную работу. Наберитесь терпения, и вперёд за хорошей успеваемостью. Сайт Нестандартные дети желает успехов!

Комментарии  

+1 # Надежда 16.12.2016 17:13
Попыталась вспомнить, объясняла ли дочке понятие симметрии и не вспомнила))) Хотя многие элементарные вещи описываю ей сама. А приемы на понимание симметрии отличные!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
-5 # Ирина Лукшиц 16.12.2016 19:02
Когда росли мои дети, я не объясняла им что такое симметрия. Может в садике объясняли? Мы с ними картинки рисовали, лепили что-то,конструкторы собирали. Как-то само-собой понятие осмыслилось.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга 17.12.2016 19:28
Очень важные уроки! Этим нужно заниматься уже с маленькими детьми.Я на своем опыте поняла.Такие наработки очень полезны школьникам,особенно в геометрии.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий