Все хорошо знают, что большая часть материала, к примеру, при обучении письму и чтению, подается «на ухо». Для дошкольников с трудностями работы на слух возможен другой вариант рисования по клеточкам.
Этот способ полезен визуалам – детям, воспринимающим мир через глаза, так как развивает дополнительный сенсорный слуховой канал.
Вариант 2. Рисование по клеточкам на слух
Смысл работы в следующем. Взрослый диктует, сколько и какого цвета клеточек малышу необходимо нарисовать. И так по строчкам слева направо и сверху вниз в соответствии с образцом.
Сам рисунок в итоге никак не будет отличаться от такового в первом варианте. Но будет развиваться не зрительный, а слуховой анализатор (восприятие информации на слух).
Графический диктант
Как от рисования по клеточкам достаточно органично перейти к любимым в ДОУ и школе графическим диктантам?
Вообще-то графические диктанты были придуманы психологом Д. Б. Элькониным для тестирования – выявления у детей, пришедших в первый класс, уровня готовности к обучению (методику можно скачать по ссылке в конце статьи). Но они также эффективны и в обучении, как любая, развивающая ориентировку, методика. Полезно научить ребёнка ориентироваться на тетрадном листе: верх-низ, правая-левая стороны, углы листа.
Для освоения графических диктантов важно, чтобы малыш видел клеточку. Научить этому достаточно легко. Это может выглядеть так.
- Рассмотрите листок тетрадки в крупную клетку, спросив воспитанника, что он видит. Если скажет, что много клеточек (или квадратиков), продолжайте дальше.
- Предложите ему обвести несколько из них в любом месте листа.
Если ребёнок делает обводку, соблюдая углы клетки и линии между ними, это здорово. Даже если будет обведена не одна клеточка, а две или четыре, но так, как описано выше, это тоже можно считать правильным. Просто дошкольнику надо сказать, что он обвёл не одну, а несколько клеток и показать, как надо было сделать.
Если ребёнок просто рисует квадрат или прямоугольник безотносительно клетки на тетрадке, понадобится дополнительная работа. Причины следующие.
- Проблемы со зрением. Бывает, что очки исправляют ситуацию.
- Ребёнок не дорос. Родители слишком рано (лет с 4-5) начинают загружать его сложной работой.
- Будущий школьник никогда с подобным рисованием по клеточкам не сталкивался и просто не знает, как это делается.
- Наш воспитанник не созрел интеллектуально по внутренним причинам или из-за махровой педагогической запущенности, хотя возраст подходящий (к примеру, седьмой год жизни или вообще школьный возраст). Случай самый сложный.
Задание на рисование по клеточкам
Выполните эту работу сперва вместе с малышом.
Инструкция. От верхнего левого угла листа отсчитать вниз две клетки и поставить точку в любом уголке третьей. Обвести первую клетку. При затруднении поставьте в уголках её точки, которые малыш должен соединить. В соседней клетке справа поставить точку – мы её пропустим. В уголках следующей опять ставим точки, ребёнок их соединит. Дойдя до середины строчки, предложите ему самостоятельно отмечать углы и соединять их линиями.
Когда строчка закончится, вернитесь к её началу – первой обведённой клетке. Поставьте под нею точку, обозначающую пропуск строки. А в следующей начинайте заново.
Для разнообразия чередуйте обведённые клетки с кружками, палочками, разным количеством пустых клеток и прочее. Со временем перестаньте отмечать углы. Когда клетка освоена, можно переходить к простым графическим диктантам типа разных змеек, заборчиков (вверху справа) .
Частенько взрослые не понимают истинного смысла графического диктанта, видят только подготовку руки. На самом деле задача такая: добиться понимания дошколёнком или младшим школьником того, что любой узор состоит из повторяющихся элементов. Научившись вычленять их и воспроизводить как образец, он получит хорошую базу для обучения письму.
Тест «Графический диктант»
Тестовую методику «Графический диктант» учителя применяют часто. Бывает, что в искажённом виде. Здесь можно скачать её по первоисточнику. Сайт Нестандартные дети желает удачи.
Комментарии