Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

симбиоз   Что нужно для успешного обучения в школе? Опрашивая родителей, получим самую разнообразную картину мнений на этот счёт: внимание, мелкая моторика, умение читать и считать, интерес, желание, усидчивость, самостоятельность и прочее.

Меньше всего вспоминают усидчивость, ещё меньше самостоятельность. Хотя иногда мамы начинают усидчивость формировать, усаживая ребёнка с полутора-двух-трёх лет: сиди, сиди, сиди, ну ладно, убежал; тренируемся заново за книжкой, раскраской. Чаще всего это мамы, «обжегшиеся» в школе на старшем ребёнке. Полезно понять – не совсем так усидчивость формируется. Она формируется изнутри.

Это важно в решении вопроса «как научить ребёнка учиться», нет сомнения. Отмеченные родителями и неотмеченные, но важные качества можно собрать в 3 базовые группы:

  1. «Я могу»,
  2. Умение обрабатывать впечатления (информацию),
  3. Представления об окружающем мире.

Первая группа качеств «Я могу»

  1. Могу САМ справляться с эмоциональной нагрузкой и адаптироваться к новой ситуации.

В школе, малыш попадает в новую для него ситуацию, содержащую новые раздражители, новые отвлекающие моменты, новые условия, новые дети, новый учитель, новые к первокласснику требования. Задачи ребёнка усложняются, сменяют одна другую, тоже растут. Это всё рождает в ребёнке эмоциональный отклик. И либо он умет с этим справляться, либо нет. Ведь как бывает. Дома всё прекрасно: он умненький-разумненький, решает задачи, всё думает, всё понимает. А пришёл в школу, почему-то двух слов связать не может. Почему? Потому что его отвлекает обстановка, в которой он находится, а адаптироваться к ней его нервная система не может. Не получается.

  1. Могу ощущать себя (чувства, желания, стремления) и понимать других – начало волевого самоуправления.

Почему важно ребёнку ощущать себя? Потому что если я себя не ощущаю, то и контролировать себя не могу. Понимать других тоже важно.

Ситуация. Я хочу сейчас вскочить и начать говорить, но я не поступаю так, потому что понимаю: учитель ждёт, чтобы я поднял руку, ответил, действовал по определённому правилу, плану, в определённой последовательности. Чтобы я видел свои желания вскочить и сразу отвечать, или куда-то пойти, или на что-то отвлечься, и мог как-то их направлять. То есть проявлять волевое самоуправление.

  1. Могу организовывать своё внимание, деятельность, время, планировать порядок действий.

Это не простые умения, а в первую очередь сформированность фронтальных отделов головного мозга (лобные доли). Префронтальный кортекс – эта самая лобная кора, отвечает за планирование, контроль и за регуляцию моих эмоциональных импульсов. Насколько она созрела и развилась, настолько успешно я и могу учиться. То есть готовность к школе – не только интеллект, не только умение читать, считать до 100 или 1000.

Что мешает формированию этих качеств?   Незавершённый симбиоз мамы и ребёнка мешает сформировать каждый из этих навыков. Мама настолько опекает малыша, что это становится препятствием его развитию.

Каким образом симбиоз оказывает влияние на обучение

- Нервная система оказывается не готова к обучению даже при высоком коэффициенте интеллекта ребёнка.

Да, он очень умный, много знает, может рассуждать на разные темы, но в классе растерялся, не вспомнил, отвлекается, не списал задание, списал задание с ошибкой и т.п. При всей его "огромной" голове обучение почему-то не идёт успешно.

-  Нарушается формирование процессов торможения.

Нервная система ребёнка возбуждается, а торможение всегда происходило и продолжает происходить за счет мамы. Постепенно при нарастании самостоятельности ребёнок учится регулировать свои процессы возбуждения и торможения сам. Это в норме. Но если симбиоз затянулся, гиперопека процветает, торможу по-прежнему мамой.

 Пример. На перемене ребёнок бегает, он возбуждён. Начинается урок, он должен сосредоточиться, выполнять задания учителя (берём ручки, решаем примеры…), а школьник никак не может переключиться. У него возбуждение очень высокое, он ещё там, на перемене и никак не может включиться в урок. Нет у ребёнка в полной мере процесса торможения, чтобы быстро начать работу на уроке.

-  Нарушается работа регуляции – ребёнок инертный или импульсивный.

Что происходит при импульсивности? Задание не дослушал, а уже начал делать. Конечно,  высока вероятность, что он сделает его с ошибками и получит негативный опыт. И с каждым разом его мотивация будет всё ниже. Нет успеха, нет поддержки положительной мотивации. У импульсивных детей есть ещё один способ выполнения задания. Он называется «тяп-ляп».

Инертный постоянно не успевает. Пока думал, с чего ему начать: надо открыть тетрадь, а мы уже записываем, нужно записать, а я не успел, я не доделал, перескочил с одного задания на другое, вот уже и результат.

-  Эмоциональная тональность в отсутствие мамы снижена.

Это нередко. Чтобы ребенок с удовольствием учился, чтобы ему было интересно, нервная система должна быть в тонусе. А она вялая. Это бывает, потому что в дошкольном возрасте МАМА создавала активность, придумывала занятия ребёнку. В школе мамы нет. Ребёнок переживает даже процесс физической отделённости от мамы. Ему тяжело, он скучает, грустит. Нет положительного эмоционального подкрепления.

Малыш не включён в материал. Такой материал не запоминается. Ребёнок читает параграф, но как-то ничего внутри не остается. Хотя если рассказать ему тоже самое, или прочитать вместе с ним, всё будет нормально. Такие дети сказки цитируют почти наизусть томами. А какой-то маленький параграф почему-то никак, особенно в школе. Ребёнок скучает на уроке или балуется.

-  Высшие психические функции (планирование, контроль, внимание) вынесены на маму.

С мамой учим уроки, мама собирает портфель и прочее. Пока мама контролирует и организует всё отлично. В школе, где мамы нет, результаты сразу снижаются. Ребёнок надеется на маму. А надо, чтобы он учился самостоятельно распределять время, организовывать деятельность, контролировать «сделано – не сделано» и так далее.

Предупреждение!

Очень-очень важно! Нельзя выходить из симбиоза с завтрашнего дня. Это всё слова. На самом деле у мамы внутри вибрирует. Ребёнок тоже оказывается полностью дезориентирован. Его бросили в какую-то прорубь, а он не знает, как плавать. Получите жесточайший нервный срыв. Ребёнок должен выстроить 3 шага, 3 этапа выхода в самостоятельность:

  1. вместе с мамой,
  2. я с опорой на маму,
  3. я сам.

Никак иначе нельзя проскочить что-то. Все попытки «раз и всё» не срабатывают. Почему? Потому что через 3 дня и всё вернётся, где было. Нужна системная работа шаг за шагом.

Вторая группа качеств. Умение обрабатывать впечатления (информацию)

Это вторая группа базовых навыков, обеспечивающая решение вопроса "как научить ребёнка учиться".

  1. Куда впечатления поместить?

Ребёнок получает огромное количество информации уже с рождением, и далее поток только нарастает. Он нарастает лавинообразно, когда ребёнок идёт в школу. Возникает вопрос: куда информацию поместить, как рассортировать? Нужна обязательно структура моего Я, моего опыта: куда это всё поместить

  1. Структура опыта.

Есть часть детей, много знающих. Но это как хлам в кладовке: не достать, не воспользоваться. От этой невозможности воспользоваться бывает немало нервных срывов. Важно развивать приёмы культурной памяти, логического обобщения. Об этом здесь.

  1. Нужно интегрированное ассоциативное (правое полушарие) и логическое мышление (левое полушарие).

Очень важно выстроить слаженность работы полушарий. Только вместе работая, они дают возможность обрабатывать информацию эффективно. Правое полушарие развивается раньше и быстрее, левое позже. Развитие левого тесно связано с речью.

Третья группа качеств. Представления об окружающем мире

  1. У большинства современных детей они широкие. Они не сидят в однообразном пространстве. Дети путешествуют, имеют доступ к большому количеству информации. Но…
  2. Если симбиотическая связь с мамой сильная, то остается много тревожности. Как окружающий мир воспринимается в этом случае?

Чем больше я осознаю, что мир огромный, и не могу опереться на свою уверенность, я представляю мир как сплошные опасности. А как создала природа? Сначала обеспечение безопасности, потом исследование и обучение.

злая-собака Психологическая опасность воспринимается также, как реальная. Проще говоря, тревога воспринимается также, как лающая собака, пытающаяся броситься на нас. Те же самые процессы – надо выжить. И все программы исследования, обучения отходят на второй план, откладываются, пока не наступит безопасность. Какое обучение, когда меня сейчас лютый зверь съест?

Как тут действует симбиоз с мамой? Затянувшийся симбиоз активирует систему безопасности ребёнка. При симбиозе система безопасности у него постоянно включена (кнопка «тревога»). Почему так? Потому что наличествуют 2 момента:

  1. моя точка опоры в маме, без мамы я растерян, я боюсь (активизируются страхи), мне не на что опереться;
  2. мама тревожится и передаёт ребёнку сигнал опасности через симбиотическую (интуитивную) связь.

Если симбиотическая связь завершена, и ребёнок достаточно самостоятелен, то мама может тревожиться себе дома, а школьник спокойно пойдёт в школу. Все мамы тревожатся за своих детей, и это нормально.

Но одно дело, когда вы сами тревожитесь. Это не влияет на ребёнка. Вы умеете со своей тревогой справляться. Другое – когда вы заражаете своей тревогой его и сами заражаетесь его растерянностью, одиночеством, расстройством: как же я его оставлю в школе, он расплачется. И так далее. У симбиотической мамы масса тревог. Вдруг он не справится, его обидят, меня в школу вызовут. Чувства и матери, и ребёнка начинают набирать обороты, – это и есть процесс взаимного перетекания эмоций.

Все перечисленные качества напрямую влияют на успешность школьного обучения. Решая задачу «как научить ребёнка учиться», маме надо внимательно посмотреть на себя: готова ли она сама к обучению в школе. Тест на проявления симбиоза в следующей статье о домашнем обучении.

Комментарии   
Олли
0 #5 Олли 13.07.2015 21:06
Помню, как мы с мужем нервничали перед первым классом :) На самом деле всё оказалось намного проще и совсем не страшно. К учёбе приучали постепенно, оценки не ставили, с детьми подружился быстро. Самое трудное для всех нас было - вставать в 7 утра :)
Цитировать
Nastya
0 #4 Nastya 13.07.2015 11:46
хорошая статья и грамотно написана. Ребятишкам очень сложны первые шаги во взрослую жизнь и родителям будут нужно вот такие верные подсказки
Цитировать
Ольга
0 #3 Ольга 05.07.2015 16:31
Очень важно готовит ребёнка к школе, чтобы он не растерялся и не потерялся в новом коллективе, чувствовал себя уверенно, а главное, не боялся. Дети все разные, да и учителя тоже.
Цитировать
Анжелика
0 #2 Анжелика 05.07.2015 00:15
Родителям важно подготовить малыша к школе и постараться развить в ребенке навыки, которые ему помогут справится с новым для него миром и адаптироваться в школе.
Цитировать
Виктор Стогул
0 #1 Виктор Стогул 05.07.2015 00:12
Как все грамотно разложено по полочкам. А ведь первые шаги в школе для ребенка еще тот стресс и помочь его правильно преодолеть - задача взрослых
Цитировать
Добавить комментарий