Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Обучение грамматикеВсем нам – родителям, дедушкам и бабушкам – хочется благополучия для своих любимых чадушек. Это совершенно нормальное желание. Первое, чего желаем, это здоровья. Ну, а второе – хочется качественного образования.

В доперестроечное время детей к школе готовил детский сад. И надо сказать, 90 % были готовы хорошо: имели очень высокий, высокий и выше среднего интеллектуальный уровень.

Утверждаю это, исходя из собственной практики. Пусть не создастся у вас, уважаемый читатель, впечатление, что будто бы и проблем не было. Но задача создания у детей психической базы для усвоения школьных знаний решалась достаточно качественно.

Многие родители по старой памяти рассчитывают, что и сейчас происходит то же самое. И ошибаются. Программа детского сада изменилась. Она уменьшилась в объеме и, с точки зрения детского психолога, призвана решить разными способами одну задачу – обучение общению. Познавательное развитие минимально. Поэтому родителям не стоит пускать дело развития своего малыша на самотек, а активно в эту работу включаться.

Обобщение - важное свойство ума. Почему?

Рассмотрим на примере обобщения понятий – одного из проявлений мышления. Обобщение понятий как мыслительное действие проявляется тогда, когда у нас  есть 2 и более предметов, мы сравниваем их наяву или мысленно и находим общие черты (признаки).

Почему это важно? Например, ученики на уроках математики решают типовые задачи. Такие задачи задаются и на дом. Умеющий видеть сходство ребенок скажет: "Ага! Подобную задачку мы решали в классе. Только в той было так, а здесь эдак". Домашняя задачка уже знакома. Если же ребенок не видит сходства, каждую задачу он будет решать, как новую. А это огромные нервно-психические затраты.

Другой пример. Ученик знает правило "на зубок", а применять не может. В грамматике такая проблема "вылезает" обычно в 3 классе. Почему именно там? Потому что в 1 и 2 классах грамматические правила говорят, что надо делать конкретно, например, "Ча, ща пиши с буквой "а". В 3 классе  характер правил меняется. Они уже задают не конкретные инструкции, а способ действия: чтобы проверить безударную гласную в корне надо… Надо подобрать однокоренные слова, то есть найти сходство по определенному признаку - обобщить понятия.

И ребенок страдает. А ведь в большинстве случаев проблему можно было решить до школы. Лучше всего с психологом. Но если такой возможности нет, давайте разбираться и делать сами.

Как психологи узнают, что у ребенка, возможно,  будут проблемы в обучении, и какие именно это будут  трудности?

Тест на обобщение

Проведем обследование.

Инструкция для взрослого. Вы даете только инструкцию. Никаких комментариев, никакой оценки ответов. Если ребенок говорит, что не знает, как правильно отвечать, можно сказать: "Отвечай, как думаешь. Мне хочется узнать твое мнение". Обычно ребенок успокаивается, и можно начинать работу. Записывайте все варианты его ответов, не подсказывайте правильных ответов!

Инструкция, которую мы даем ребенку. Сейчас мы будем вместе придумывать предложение. Я придумаю начало, а ты – конец.

Задания

1. Лимоны кислые, а сахар … (сладкий).

2. Ты ходишь ногами, а бросаешь … (руками).

3. Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки  … (женщинами, мамами, тетеньками).

4. Нож и кусок стекла оба … (острые).

5. Слива и персик  - … (фрукты).

6. Кошка и мышка - … (животные).

Если задания 5-6 ребенок выполняет правильно, задаем дополнительный вопрос: "А чем эти предметы похожи?". Ответы надо запомнить или записать, потому что они важны для анализа.

А теперь будем оценивать ответы. Оценку делаем только для себя! Ребенка хвалим за старание и отпускаем восвояси.

Итак, оценка за правильное выполнение первых четырех заданий  – 1 балл, неправильное – 0 баллов.

Задание 5

Сначала надо выяснить, видел ли ребенок эти фрукты. Если нет, то можно заменить их теми, которые он знает (не путайте фрукты с ягодами). Оценка ответов на задание 5 "Слива и персик - …"

1. Нет вариантов – 0 баллов;

2. Сладкие, круглые, синие и т.д. – 1 балл;

3. Фрукты – 2 балла, но!..

Здесь задайте вопрос: "А чем они похожи?" Если ребенок скажет: похожи тем, что растут на деревьях, то он молодец. Ему можно поставить высокий балл, потому что он назвал главный признак сходства всех фруктов. Если он называет сходство по форме, вкусу, цвету или говорит, что у обоих фруктов есть кожица, сок, косточка внутри (описывает устройство), ставим 1 балл, потому что он выделил признаки сходства, но второстепенные. Если не смог объяснить, - 0 баллов.

Аналогично поступаем и в задании 6.

А теперь вывод. Задания 1-4 выполнены правильно и за задания 5-6 получена максимальная оценка. Все в порядке. Но для разнообразия навык обобщения можно усовершенствовать. Во всех остальных вариантах обобщение надо развивать.

Если в речи ребенка имеются обобщающие слова, которыми он может назвать группу предметов (одежда, обувь, овощи, фрукты и др.), это не означает, что способность к обобщению у него сформирована. Это может означать простую заученность, и не должно вводить в заблуждение ни родителей, ни специалистов (воспитателей, логопедов, дефектологов др.)

Ещё родителям надо знать, что развитое обобщение позволяет значительно улучшить память ребёнка

Комментарии   
Юлия
0 #9 Юлия 13.07.2013 10:35
Очень интересная статья, с нетерпением жду продолжения. Хотя мой ребенок уже учится в 5 классе, но все равно, как приедет от бабушки домой, то протестирую - интересно))), но а на будущее с маленьким - приму к сведению)
Цитировать
Ирина
0 #8 Ирина 25.06.2013 16:54
Очень полезная статья! Спасибо!
Цитировать
Галина
0 #7 Галина 11.06.2013 03:44
А арбуз не овощ, а ягода. Так и взрослые упорядочивают свои знания.
Цитировать
Ольга Богач
0 #6 Ольга Богач 10.06.2013 22:44
Очень сложно дошкольнику получить максимальный балл, если он не видел, как растут различные фрукты. Другое дело, если фруктовые дереья есть в саду возле дома. Даже взрослые не все знают, как растут различные фрукты. Бананы и ананасы - это фрукты? А ведь они растут не на деревьях.
Цитировать
Сергей Янковой
0 #5 Сергей Янковой 10.06.2013 18:09
Дочь читала вышеописанное вместе со мной и осталась довольна. Даже записала адрес блога в надежде получить ещё больше интересной информации на тему касающуюся воспитания и развития своего сына.
Цитировать
Галина
0 #4 Галина 10.06.2013 12:22
Да, детский возраст - время образных форм сознания. И чем младше, тем более это выражено. Но логическое мышление - это тоже часть нашей психики, и его необходимо развивать, особенно к школе.
Цитировать
Психология для всех
0 #3 Психология для всех 10.06.2013 11:10
Детский ум отличается от взрослого, и здесь, конечно более всего поможет образные методы воспитания тех или иных способностей:)
Цитировать
Татьяна
0 #2 Татьяна 10.06.2013 11:10
Да, эти способности у наших деток нужно тренировать с детства! Успехов!
Цитировать
Василий
0 #1 Василий 10.06.2013 11:09
Да, такие свойства как анализ, обобщение, способность выделать главное - нужно постоянно тренировать
Цитировать
Добавить комментарий