Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Готовим руку к письму. Щепоть.Следует ли специально готовить руку ребенка к письму? Проблема имеет и сторонников, и противников. Одни методисты и родители резко «против» и имеют на то серьезные основания: детский организм не готов к письму.

Но и те, кто поддерживает тезис специальной предварительной подготовки, расходятся во взглядах на её методы и особенно средства обучения. Одни рекомендуют осуществлять подготовку руки ребенка к письму, используя только продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, другие – штриховку контуров, графические диктанты, написание букв. В последнее время появились технологии, предполагающие использование школьных и дошкольных прописей.

Увлеченные идеей научить ребенка писать в дошкольном возрасте, педагоги и родители не всегда замечают, какую цену приходится платить за это. В практике обучения письму подчас имеет место нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных детьми в дошкольном периоде при рисовании. Не совсем совпадают приемы держания карандаша на положение ручки в руке. Цена может быть немалая: нарушенная осанка, слабое зрение, плохой почерк, нежелание учиться.

Вместе с тем мы не можем не обращать внимание, что в школе на первом этапе многие дети затрудняются с письмом:

  1. быстро устает рука,
  2. ребёнок теряет рабочую строку,
  3. не получается правильное написание букв,
  4. нередко бывает "зеркальное" письмо и другие.

Ребенок не различает понятий "лево", "право", "лист", "строка", выпадает из общего темпа работы класса. Затруднения возникают, если неразвита мелкая моторика пальцев руки, зрительно-двигательная координация, произвольное внимание, и т. д.

Направления подготовки к письму

Итак, основными направлениями в работе по подготовке руки к письму мы выделили:

  1. развитие щепоти, тренировка мышечной нагрузки рабочей руки;
  2. подготовка к технике письма;
  3. развитие гладкой мускулатуры кисти руки ребенка;
  4. развитие ориентировки.

Для развития щепоти используются игры, тренирующие большой и указательный палец.

- "Покрути карандаш (желательно с ребристой поверхностью) тремя пальцами, а затем двумя пальцами";
- "Посолим суп";
- "Катаем шарик". Используем шарик, горошину, бусину. Упражнение проводится в течение 1 минуты. Начинаем медленно. По мере совершенствования навыка темп убыстряется

Для тренировки мышечной нагрузки рабочей руки полезно использовать упражнения со штампами. Наборы штампов доступны в продаже. Есть штампы с высокими ручками, есть плоские дощечки с круглыми ручками.
С помощью штампов ребёнок создает картины: "Звезды", "Осень", "Бусы", "Коврик" и другие.

При выполнении такой работы тонус мускулатуры руки быстро и неоднократно меняется: напряжение, расслабление, силовое напряжение, снова расслабление. Кроме того, ребенок учится удерживать штамп за ручку тремя пальцами.

Для письма важна сформированная пространственная ориентировка. К началу обучения ребенку полезно уметь ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.
Начать можно с выявления и закрепления правой и левой стороны туловища.

Графический-диктант, человечек из клеточек

Это можно отрабатывать во время:

  1. игровых упражнений по типу "Определи расположение деталей на одежде";
  2. графических диктантов;
  3. рисования ритмического рисунка;
  4. физкультминутки;
  5. динамической паузы.

Письмо - деятельность ритмичная. Это не всегда учитывается педагогами и родителями. В развитии чувства ритма полезно использовать специальные упражнения, которые проводятся в определенной последовательности:

  1. прохлопывание простого ритма и его повтора детьми;
  2. прохлопывание по наглядному образцу заданного ритмического рисунка с помощью условных знаков (палочек, звездочек и пр.)
  3. прохлопывание и простукивание ритма карандашом по плоскости, ладонью по коленке и т.д.

При освоении пишущего инструмента использую такие задания как:

  1. штриховка предмета внутри контура;
  2. копирование рисунка, уметь повторить, изобразить рисунок по образцу с учетом строк;
  3. дорисовывание предмета, фигуры.

Полезно научить соединять геометрические фигуры прямыми линями, уметь разделить данную фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) на несколько частей и раскрасить твердыми цветными карандашами.
Развивая гладкую мускулатуру кисти руки ребенка, можно конструировать буквы из разных материалов. Предложите детям нетрадиционные задания.

«Ниткопись»

Нитки выкладываются по контуру какого-либо изображения. Для занятий используем ворсистые (шерстяные, мохеровые) нитки и бархатную бумагу. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.

«Бисерография»

Выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. У большинства дошкольников высокий мотив новой деятельности. Они с желанием играют в предложенные игры.

Список литературы
Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М., 1999г
Глушкова Г. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ. //Ребенок в детском саду. 2004. №5 С. 44
Галянт И. Пальчиковые игры. //Дошкольное воспитание. 2003. №1 С. 50
Любина Г. Рука развивает мозг. //Ребенок в детском саду. 2004. №1 С. 30
Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет.//Дошкольное воспитание. 2005. №3 С.28, №5 С. 43, №6 С. 36
Чудакова А. О подготовке руки к письму.//Дошкольное воспитание. 2005. №9 С.29
Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. //Дошкольная педагогика. 2008. № 7 С.33

Автор: Черевко Надежда Владимировна, воспитатель МДОУ № 9 г. Оленегорска

Комментарии   
Galina
0 #9 Galina 01.06.2012 18:17
Это для детей 5,5-7 лет. Для детей младшего возраста полезны игры, описанные в посте "Игры для развития мелкой моторики" на этом сайте.
Цитировать
Нателла
0 #8 Нателла 01.06.2012 16:11
Интересная и полезная необыкновенно! А скажите, пожалуйста, такие упражнения надо делать с какого-то определенного возраста или, чем раньше, тем лучше?
Цитировать
Galina
0 #7 Galina 20.05.2012 18:54
А как и правше.Иногда мы забываем, что левше также удобно пользоваться левой рукой, как нам правой.
Цитировать
Игорь
0 #6 Игорь 20.05.2012 18:33
Очень интересная статья о развитии мелкой моторики,я прочитал, восхитился качеством изложенного материала. А потом попытался вспомнить, а как быть левше? И не смог...
Цитировать
Ирина
0 #5 Ирина 20.05.2012 15:10
Как вы скрупулезно подошли к изложению материала, статья очень подробная, столько рекомендаций! Для меня это информация тоже очень полезна, буду использовать при занятиях с внуком.
Цитировать
Александр
0 #4 Александр 14.05.2012 18:08
Статья замечательная. Можно чему то научиться. Ведь мы иногда действительно не знаем, как лучше поступить в этом или ином случае. Спасибо за статью. Удач вам.
Цитировать
Юлия
0 #3 Юлия 05.05.2012 07:37
Для нас это сейчас актуально, спасибо за материал, возьму на заметку несколько упражнений и игр.
Моя дочка любит рисовать, но, к сожалению, я упустила момент, и она не правильно держит карандаш... что делать ума не приложу...
Когда я ее пытаюсь поправить, она начинает злиться и может вообще забросить рисование.
Купила специальный тренажер, который надевается на карандаши и ручку, но она его тоже отвергает, говорит, что не удобно...
Тогда пошла на хитрость и покупаю теперь карандаши с тремя гранями, но даже их, она умудряется держать тремя пальцами...
Нам до школы остался год, с ужасом думаю, как она справиться в школе, если у меня не получиться ее переучить к этому моменту :(
Цитировать
Константин
0 #2 Константин 12.03.2012 20:53
У Вас полезный сайт,прочитал несколько статей-очень качественная работа.Спасибо Вам за благородную работу.
Цитировать
Диана
0 #1 Диана 09.03.2012 17:08
Поздравляю Вас с праздником 8 Марта! Успехов Вам и процветания Вашему блогу!

…и улыбка без сомнения
пусть коснется ваших глаз
и хорошее настроение
не покинет больше вас!

Будьте счастливы!
Цитировать
Добавить комментарий