Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нарушение письма. Образец 1.Одной из главных задач в младшем школьном возрасте является обучение чтению и письму. Письмо и чтение – это базовые навыки, то есть навыки, на которых практически строится все дальнейшее обучение. Поэтому желательно, чтобы подготовка к обучению грамоте была качественной. В программе детского сада подготовка к обучению грамоте предусмотрена.

Однако есть часть детей, которым ее содержания недостаточно. Это дети, имеющие тяжелые нарушения речи. Если они своевременно не получают помощи, у них формируется дисграфия – безграмотное письмо.

Иногда получению детьми логопедической помощи мешает позиция родителей, которые ошибочно считают, что обращение к логопеду ставит на ребенка клеймо умственной неполноценности. Другие родители видят проблему пустячной. Обратимся для примера к очевидному дефекту – нарушению звукопроизношения. У ребенка, "каша во рту", а родители благодушествуют, надеясь, что с возрастом все само собой исправится. Конечно, бывают и уважительные причины, например, отсутствие специалиста.

Таким образом, родители, да и педагоги не очень ясно представляют серьезность проблемы. Для разъяснения приведём образцы письменных работ, которые указывают на трудности, испытываемые такими детьми в школе (образец 1, 2).

Нарушение письма. Образец 2.

Анализ представленных работ позволяет выделить специфические ошибки при письме:

  1. ошибки при дифференциации звуков;
  2. не обозначается мягкость согласных на письме (например, не пишет мягкий знак);
  3. пропуски гласных;
  4. смешение букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство;
  5. перестановки, замены, сокращение и упрощается слогов и слов;
  6. слитное написание слов в предложении;
  7. отсутствие границ предложений и др.

Это далеко не полный перечень специфических ошибок. Ошибки при чтении похожи на ошибки на письме: пропуск, перестановка, добавление, замена букв другими; трудности в понимании прочитанного текста.

Появление характерных ошибок на письме и при чтении говорит о проблемах школьника. Это будет настораживающим «звоночком» для родителей. Таких детей надо своевременно направлять на занятия к логопеду.

Причины возникновения ошибок:

  1. нарушение звукопроизношения;
  2. нарушение фонематического слуха;
  3. ограниченный словарный запас;
  4. слабое развитие связной речи.

Для того, чтобы избежать таких осложнений необходимы профилактические меры, проведена коррекционная работа, углубленная подготовка к обучению грамоте в условиях речевых групп.

На что нужно обратить внимание родителям?

Рассмотрим каждый пункт. Важно, чтобы ребенок к 7 годам правильно произносил все звуки родной речи. Но на практике у детей наблюдается разный уровень звукопроизношения. Если у ребенка отсутствует какой-либо звук, или он заменяет его другим звуком, то на письме могут появиться такие ошибки, как пропуск букв, замена их. Например, если ребенок не произносит звук [Л] или заменяет его на [В], на письме возможны ошибки: пиотка (пилотка), ковбаса (колбаса).

Фонематический слух включает в себя четкость воспроизведения звуков, различие звуков на слух (что слышим, то и пишем). Часто дети испытывают трудности в различении звонких – глухих, твёрдых - мягких звуков. Если ребенок в самостоятельной речи путает звуки, заменяя их на сходные по звучанию, то на письме это выразится в замене букв: Саса (Саша), зелезо зазавело (железо заржавело), папуска (бабушка), пать (пять) и др.

Ошибки в произнесении слов сложной слоговой структуры (вместо дерево - деверо) приводят к  таким же ошибкам на письме: кадрат (квадрат), скрда, скоровада (сковорода), аганист (аквалангист).

Особое внимание необходимо уделить звуковому анализу и синтезу слов. Ребенок к выпуску из подготовительной группы должен "анализировать четырех-, пятизвуковые слова разного состава (лиса, слон, аист, школа)." (Из Программы детского сада)

Анализ включает в себя умение:

  1. выделить первый и последний звуки в слове, гласный под ударением;
  2. выделить звук по месту в слове (какой звук на третьем месте в слове "школа");
  3. определить место звука в слове (какой по счету звук [З] в слове "коза");
  4. определить количество и порядок звуков (сколько звуков в слове "рак", назови их по порядку);
  5. разделить слово на слоги, предложение на слова;
  6. подсчитать количество слов в предложении.

Синтез предполагает составление слов из слогов и звуков, предложений из слов. Характерные ошибки на письме у дисграфиков – они пропускают, переставляют буквы и слоги, пропускают слова в предложении, пишут слова слитно.

От качественного состояния словарного запаса, от умения подбирать родственные слова зависит усвоение таких трудных тем, как безударные гласные, правописание парных и сомнительных согласных, умения строить предложения, пересказывать, а, значит, писать изложения и сочинения.

Есть еще один аспект проблемы – психологический. Как правило, ребенок понимает свои неудачи и переживает. У него формируется низкая самооценка, Школьник может замкнуться или стать агрессивным. Поэтому этим детям должны оказывать поддержку все: и учитель, и одноклассники, и родители. Помощь им - дело долгое и зависит от глубины дефекта.      В школу приходят некоторые дети, подготовка к обучению грамоте которыми пройдена не в полной мере. Именно это становится главной причиной их неуспеваемости.

Автор: логопед Резчикова Анна Николаевна

Комментарии   
Татьяна Жмуренко
0 #17 Татьяна Жмуренко 30.06.2012 16:16
Великолепная очень нужная статья, спасибо большое!
Цитировать
Анна
0 #16 Анна 25.06.2012 13:13
Lada, я советую вам обратиться к психологу. Если, как вы считаете, ошибки по
невнимательности, то необходимо проводить работу по развитию внимания: по увеличению объема внимания, переключаемости, распределению внимания и т.д. Галина Викторовна (создатель этого сайта) отличный психолог, и я думаю, что она сможет дать вам нужную информацию по данному вопросу.
Цитировать
Lada
0 #15 Lada 25.06.2012 02:58
Актуальная информация! Младший внук идёт в 3 класс. Знает правописание, проверочные слова, но всё равно по невнимательности пропускает буквы. Сейчас на даче заставляем читать книги и вести дневник наблюдений хоть понемногу, но почти каждые день-два. Хорошо хоть почерк наладился.
Цитировать
Галина
0 #14 Галина 07.06.2012 07:15
Мы тоже оформили внука в логопедический садик, выдержали немалый конкурс.
Цитировать
Галина
0 #13 Галина 07.06.2012 07:12
Самое поразительное то, что дети не смотрят наши добрые старые советские мультфильмы, у них другие приоритеты. Например, мой внук (5 лет) разворачивается и уходит, но какого-нибудь человека-паука будет смотреть часами.
Цитировать
Любовь
0 #12 Любовь 06.06.2012 13:50
Спасибо. Поднят важный, своевременный вопрос для родителей чьи дети пойдут в школу.
Цитировать
Евгений
0 #11 Евгений 05.06.2012 20:25
Спасибо!) Кое-что можно взять на заметку.
Цитировать
Elena Meteleva
0 #10 Elena Meteleva 05.06.2012 18:24
Конечно же, в процессе обучения ребенка его родители - главные люди. Нельзя ни на кого надеяться, нужно действовать самим. И самое главное - приучить ребенка с пеленок любить книги, читать ему каждый день. Это и звуки, и словарный запас...
Мои дети вообще отказались от телевизора, чтобы их собственные дети слушали или книжки, или детские песенки, или сказки. А если хороший мультик - только в записи.
Цитировать
Анна
0 #9 Анна 05.06.2012 06:45
У меня дети уже взрослые. 32 и 24 года. И читая такие статьи я всегда жалею о двух вещах.
1. Ну почему, когда я воспитывала детей было так трудно найти вот такую нужную и полезную информацию!
2. Ну почему у меня до сих пор нет внуков, чтобы вот такую нужную информацию я смогла использовать для их воспитания!
"Спасение утопающих - дело рук самих утопающих"
Сейчас трудно найти школу и учителя, которые бы учили великолепно наших детей. Так что теперь или покупай репетиторов, или сам учи своего ребенка или внука. Сейчас много полезной информации для этого. Главное - не лениться заниматься с ребенком. Увы, многие родители даже книжку не могут своему ребенку прочитать. Прикрываются работой, занятостью и смотрят кучу глупых сериалов. На это время есть. Не хватает его только на ребенка.
Цитировать
Galina
0 #8 Galina 03.06.2012 11:12
К сожалению, с 2013 года бесплатным будет только минимум. Даже не представляю, какие это будут знания. Но ведь многие к ним и не стремятся.
Цитировать
Добавить комментарий