А полезные мультфильмы есть? Несомненно. Хорошие, добрые мультфильмы преподают примеры дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, сопереживания. С героями полезных мультфильмов можно путешествовать по миру, получая новые знания. У каждого человека есть с детства любимые мультфильмы: один или несколько. Как выбрать полезные мультфильмы?
На базе московского городского психолого-педагогического университета работает Центр экспертизы игр и игрушек. Специалисты Центра составили перечень критериев, помогающих выбрать полезный мультфильм или хотя бы не причиняющий ребёнку вреда.
Критерии для отбора полезных мультфильмов
Критерий возраста
Во-первых, запомним: мультфильмы создаются
- для взрослых,
- для детей.
К примеру, современные мультфильмы о богатырях предназначены для взрослых (взрослый язык, взрослое поведение героев…). Но спросите, кто из детей их не видел. Полезные мультфильмы должны как-то соотноситься с возрастом малыша.
С какого возраста и как смотреть эти полезные мультфильмы?
Американцы считают, начиная с 3 месяцев ребёнку полезно показывать развивающие мультфильмы. Они и в России появились.
Но психологи возражают: толку от просмотра даже полезных мультфильмов в столь юном возрасте ноль. Зато очень высока опасность выработки зависимости, так похожей на наркотическую. Есть ли смысл родителям так рисковать?
Реальность такова: во многих семьях телевизор работает почти круглосуточно. В среднем девяносто процентов ребят старше 3 лет проводят у телевизора до четырёх часов ежедневно. А три четверти школьников, которых работающие родители не в состоянии контролировать, смотрят телевизор всё свободное время.
Всемирная организация здравоохранения рекомендует следующее.Самое печальное, что ребёнок превращается в телемана по взрослому недомыслию. Взрослому это выгодно. В этом месте родители всегда возмущаются. Но давайте будем честными: ребёнок занят, никому не мешает, время заняться маме своими делами. Серьёзные последствия? И в голову не приходит. Разве не так чаще всего бывает?
Этический критерий
Присущи ли героям мультфильма доброта, отзывчивость, сострадание, отвага, смелость и другое подобное?
Многие родители сами до этого критерия доходят. Одна мамочка запретила своим детям смотреть мультфильм «Маша и медведь». Объяснила так: «Она же просто издевается над пожилым медведем. Не желаю, чтобы мои дети так поступали с бабушками и дедушками»
Знакомый психолог называет этот мультфильм многосерийным художественно-клиническим описанием гиперактивности. Показывать родителям, как не надо воспитывать детей.
Если с этикой в полезном мультфильме всё в порядке, идем дальше.
Эстетический критерий
Красота, художественность изображения. Многие взрослые не придают значения неестественности, а порой даже уродливости изображений, выражений «лиц». Напрасно, потому что существует такой феномен: выражение лица отражает внутренне состояние и наоборот. Поэкспериментируйте на досуге: сделайте злобное лицо. Какое будет самоощущение? Добрейшим человеком точно себя не почувствуете. Особенно это касается деток раннего возраста, буквально "считывающих" мимику других.
По этому критерию в полезные мультфильмы для маленьких детей не «пробились» «Смешарики». Такое изображение неестественно, и условность этого начинают осознавать только школьники.
Технические критерии полезных мультфильмов
Их несколько:
- продолжительность,
- цветовое решение,
- темп.
Оптимальная продолжительность мультика для малышей 15-20 минут.
Цвет: применение ярких цветов перевозбуждает малышей. К примеру, сильно чувствительные к интенсивности цвета дети долго не засыпают после просмотра мультфильма.
Темп видеоряда имеет большое значение. Быстрый темп смены кадров разрушителен для психики. Темп повествования должен быть неспешным, с паузами из музыки и пейзажей. Благодаря им малыш успевает понять и усвоить увиденное. Всё как в жизни: к чему приводит её бешеный темп?
Критерий речи в полезных мультфильмах
Специалисты Центра экспертизы игр и игрушек уверены: лучше всего, если она будет отсутствовать вовсе. Или будет минимальной. По себе знаю, что многие не согласятся. Но мультипликация – изобразительное искусство. Давайте вспомним без всякого сомнения полезные мультфильмы «Ёжик в тумане» с минимальным количеством речи или «Варежка», где речи нет вовсе.
Речь героев хорошего, полезного мультфильма, если она присутствует, должна быть выверена в лучших традициях великого и могучего. Лучший показатель качества речи, когда мультфильм на цитаты расходится.
Важен тембр и другие неречевые качества голосов, озвучивающих мультфильм. Иногда они оставляют о себе долгую память. Я много лет помню чудный смех Мумми-тролля.
Критерии содержания полезных мультфильмов
Этому критерию необходимо основное внимание. Анализируем следующие качества:
- понятен ли ребёнку сюжет,
- какое настроение остаётся после просмотра.
Про соответствие возрасту речь уже была. Теперь – о настроении. После просмотра не должно появляться депрессивных переживаний, уныния и безнадёжности. Соблюдается ли в претенденте на «полезный мультфильм» основной принцип искусства для детей: зло всегда побеждается добром.
Ещё один критерий полезных мультфильмов – появление их героев в игре, рисунке и другом детском творчестве. Мне по роду службы приходится часто наблюдать детские игры. Не играют дети в мультфильмы. Бывают отдельные манипуляции. Мальчишки могут просто носиться с трансформерами и размахивать руками и ногами, имитируя военные действия. Девчонки возятся с феями Винкс, куклами-монстрами. Делают им причёски, меняют наряды. Но это не игра. Вопрос: а что же они смотрят?
Последний совет. Смотрите мультфильмы вместе с ребёнком, обсуждайте, спрашивайте его мнение. И, главное, отвечайте на возникающие вопросы.
Надеюсь, перечисленные критерии помогут неравнодушным взрослым выбрать действительно хорошие и полезные мультфильмы для малышей. Сайт Нестандартные дети желает успехов!
Комментарии
А вообще я детям разрешаю мультики смотреть не больше часа в день. И окулист нам то же самое советовала. Хотя, конечно, дети хотели бы дольше...