И дети, и взрослые обожают мультфильмы. А есть ли полезные мультфильмы? Странный вопрос, не правда ли? Практически все родители считают, что мультфильмы не могут нанести вреда ребёнку. Аргумент? Потому что это мультфильмы.
Даже Папа Римский Иоанн-Павел Второй советовал смотреть советские мультфильмы для воспитания у детей доброты, сострадания. Но это он про мультфильмы середины ХХ века.
В последние 25 лет на экраны страны хлынуло столько всего, и столько всего в самой России создано, что пора с этим разбираться.
В любом языке есть слова, вызывающие безусловное доверие, открывающие информации путь прямо в подсознание человека. «Мультфильм» – одно из них. Мы с детства привыкли: мультфильмы – это добро. Поэтому с этим словом некритично "глотаем" любую информацию. Проникшее в подсознание воспринимается, как собственное. Поэтому некритичному человеку (каким и является ребёнок) можно внушить всё, что угодно.
Хотя порой мы слышим отдельные критические высказывания, в целом критики никакой. Мало кто интересуется заранее, что мультфильм собой представляет и будет ли полезен малышу. А надо бы, потому что родитель – единственный цензор, отсекающий полезные мультфильмы от, мягко скажем, неполезных.
Влияние мультфильмов на детей
Каким образом, по мнению психологов, мультфильмы воздействуют на малыша? Ребёнок может настолько вникать в происходящее на экране, что отождествляет себя с героями «он – это я», и повторяет действия персонажей в жизни. У каждого психолога найдётся не один такой пример, в том числе, и диковатых выходок детей из приличных семей.
Наталья Маркова, изучая влияние на детей средств массовой информации, делает вывод о существовании некоего глобального эксперимента по деформации психики детей. Многие взрослые считают эксперимент придумкой и напрасно. Маркова приводит пример.
Если кто-то помнит, был такой неоднозначный сериал «Телепузики» со странностями, которых не бывало в отечественных фильмах. Игровые эпизоды повторялись дважды подряд, чего в нормальном фильме быть не может. Обращали на себя внимание продолжительные (около 3-4 минут) вставки, по содержанию никакого отношения к сериалу не имеющие, но регулярно повторяющиеся.
По словам авторов в передаче применялись какие-то сверхпередовые технологии развития маленьких детей. На поверку всё оказалось гораздо проще. Истинное назначение вставок – приучить детей к экрану с помощью гипноза. Свечение и мерцание экрана, воспринимаемое человеком независимо от его желания, имеет конкретный ритм, что вкупе с определенным образом подобранными шумами дает эффект гипнотического воздействия. Впадая в транс, малыш не в состоянии от экрана оторваться. Попробуйте оторвать... Формирующаяся зависимость сродни наркотической. Сможет ли ребёнок, став старше, устоять перед сигаретами, алкоголем?
Спросите, зачем это надо? Для вывода нового бренда производители специально заказывают многосерийные мультфильмы. Им как воздух необходим безвольный некритичный потребитель всего, что будет предложено на экране.
Мультфильмы и поведенческие отклонения
Сейчас экспериментаторы так грубо не работают, но большая часть современных западных мультфильмов формирует поведенческие отклонения:
- агрессивность,
- умственную пассивность,
- эмоциональную уплощённость,
- задержку психического развития и речи,
- растормаживаются влечения.
Возникновение отклонений не зависит от статуса семьи, достатка. Общее у детей одно: они очень любят телевизор, компьютер.
На Западе проблему стали изучать раньше, так как, кроме отклоняющегося поведения, в школе дети не могут воспринимать информацию от «живого» учителя на слух. Теперь и мы имеем эту картину у 30 % ребят. Причина: в раннем детстве они «воспитывались» телевизором.
Есть ещё одна проблема, «уши» которой могут торчать из мультфильмов – отношения детей и родителей. В этом плане меня «убил» мультфильм про Симпсонов. Разрешить ребёнку смотреть мультфильм, где сын называет мать «старой потаскухой», это вообще головы не иметь. Остаётся впечатление: мультфильм создавали больные на всю голову люди, маргиналы, пытающиеся разрушить существующие нормы семейного поведения. Да что говорить, так в приличном обществе нельзя вести себя ни с кем!
Мультфильмы и речь
Многие родители наивно полагают, что при просмотре мультфильмов у детей развивается речь. Однако любой логопед скажет: речь развивается, когда с ребёнком разговаривают лицом к лицу, чтобы он видел артикуляцию, губы. Логопед, к примеру, не только показывает артикуляцию, но и даёт малышу зеркало для контроля ребёнком собственной артикуляции. Это первое. А второе: речь развивается только в диалоге, когда мы побуждаем малыша к ответу. Так что мультфильмы в деле развития речи не помощники.
Так есть ли полезные мультфильмы?
Комментарии