Как нарисовать мультик с ребёнком 5 лет? Сразу скажу, что поначалу задача нарисовать мультик не стояла. Ежегодно, отрабатывая программу формирования предпосылок чтения с пяти-шестилетками, мы много рисуем.
Есть категория (в наше время, кстати, достаточно большая) очень неглупых ребят, но совершенно не умеющих рисовать. Причины известные: слабый плечевой пояс, пальцы слабые и неловкие, боязнь начать работу и так до бесконечности.
Детки умненькие, понимают, что их ждет неудача. Избегая этого, они от работы отказываются. Нужен сильный мотив. Мотив: будем рисовать мультик. Практически всегда вижу круглые глаза, и происходит такой диалог:
– Рисовать мультик? А как нарисовать мультик? Я не умею.
– А я тебя научу.
Как сделать мультик
Небольшой конспект
Тема уже определена планом развивающей работы: зимовье лесных жителей. Но подойдёт любая, что малышу по силам. Первый диалог примерно такой.
Взрослый. Что ты хочешь нарисовать?
Ребёнок. Белочку. Но я не умею.
Взрослый. Это ничего. Я помогу. Где твоя белочка живёт?
Ребёнок. В лесу.
Взрослый. Значит, сперва надо нарисовать лес. Где лес растёт?
Ребёнок. На горе (в нашей местности лес действительно растёт на горах Хибинах).
Взрослый. А над горами и лесом?
Ребёнок. Небо.
С неба и начинаем. Потом гора, всё что на ней растёт и так далее. Рисуем гуашью. Если постигнет неудача, закрасим (гуашь непрозрачная краска) и новое нарисуем.
Рисуем кадры-рисунки
Надо объяснить малышу, что мультик или кино – это серия рисунков, следующих друг за другом. Такие последовательные картинки – что за чем было. Рисунки сделаны гуашью, потому что эта плотная краска позволяет исправлять ошибки. Замазал и нет проблем. Единственный недостаток, когда высыхает, блёкнет. Каждый кадр фотографируем. Можно сканировать.
1. Первый кадр: тёмное ночное небо и снежная гора. В нашей местности за Полярным кругом почти всю зиму полярная ночь. Рисуем, что видим.
2. Теперь лес. Что там растёт в наших лесах? Ребёнок не умеет рисовать разные деревья, зверей? Поэтому без эскизов не получится. Для эскиза берём отдельный лист бумаги (обычно А 4 или альбомный лист), делим пополам: половину мне, другую ребёнку. Я рисую, например, ёлку. Ребёнок повторяет за мной все действия на своём листе. Потом уже переносит эскиз на лист-кадр. Нарисовали дерево – фотографируем. Другое – опять фотографируем. Получается, сколько деревьев, столько кадров.
3. Что зимой происходит в лесу? Снег идёт. Вот вам следующие рисунки-кадры. Сперва лёгкий снежок, а потом всё сильнее.
4. Наконец, добрались до лесных жителей. Как же им приходится в зимнем заснеженном лесу? Медведь зевнул и спать лёг в берлоге, ёжик тоже. Белка заготовками питается. Сколько здесь рисунков-кадров получилось?
5. А лиса как живёт? Лиса вынуждена бегать в поисках пищи, зайцев ловит, мышек. Чтобы передать движение, лиса была нарисована отдельно и вырезана. А потом вырезанную лису перемещали по рисунку-кадру с лесом, как будто она бежит к себе в нору. Ну и, естественно, каждый кадр фотографировали.
6. С мышкой, белкой – аналогично. И кадры лисьей охоты точно также снимали.
Сборка кадров будущего мультика
Для сборки кадров в мультик мы взяли самую простую доступную и бесплатную компьютерную программу Movie Maker. Насколько я знаю, она входит в стандартный набор на каждом компьютере. Располагая кадры в логическую цепочку, придумали и записали на бумаге текст озвучки.
В этой программе есть простейшая анимация, можно записать закадровый текст. Он, кстати, у нас не получился. Озвучку записывали с помощью другой бесплатной программы Audasity и микрофона за 300 рублей. Записали так: я произношу фразу, ребёнок повторяет. Редактируя запись звука, вырезала все свои речи. Текст можно придумать заранее, а потом по нему нарисовать мультик. Так даже проще будет.
Некоторые взрослые перфекционисты (это люди, считающие, что внимания заслуживает только идеальный продукт) критиковали наше детище. Однако мы не расстроились. Посмотрите, сколько развивающих задач решили, пока пытались рисовать мультик.
- Узнали или закрепили знания о зверях и их зимовье. Как вы думаете, что прочнее удержится в памяти: слова или собственный рисунок + слова?
- Поняли на собственном опыте, почему важны логические последовательности. Изложение в школе ребята напишут точно.
- Получили положительный опыт рисования (чего дети не умели и боялись).
- Даже то, что ребёнок учится в точности повторять за взрослым текст, ему на пользу. Поверьте, далеко не каждый ребёнок это умеет. Научившись, он никогда не будет испытывать трудностей при выполнении инструкции учителя в школе.
Разумеется, работа была долгой, потому что занятия только один раз в неделю и не только рисованием. Вот ролик с нашим самодельным мультиком.
А если поставить задачу нарисовать мультик саму по себе, то дело пойдёт гораздо быстрее. Особенно, если партнёром(!) будет не психолог, вечно ограниченный во времени, а родитель. Сайт Нестандартные дети желает творческих идей и успехов.
Комментарии
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Успеха в продвижении!!!