Внимание - психический процесс, его нельзя отменить. Человек (большой, маленький) не бывает невнимательным. Когда мы говорим, что у ребенка нет внимания – это неправильно. Просто внимание его направлено не туда, куда нам надо. Без организованного внимания невозможна работа памяти.
Невнимательность – одна из главных причин школьной неуспеваемости.
Оно страдает одним из первых при неблагоприятной беременности (например, курении матери, ее болезнях и т. д.) и родах (в наших роддомах всегда все хорошо), травмах до 3 лет и прочем. А вслед за ним страдают и другие стороны психического развития. Если ребенок здоров, его внимание тоже надо развивать, чтобы оно стало еще эффективней. Оно заслуживает того.
Как работает внимание на нейроуровне?
В какую-то часть мозга поступает информация, и там создается сильный очаг нервного возбуждения – доминанта. Как будто загорается лампочка. Одновременно действие всех остальных стимулов тормозится. Они не достигают сознания ребенка, он не замечает их.
Внимание: что полезно знать?
1. Первое – оно бывает внешним и внутренним. Внешнее направлено на окружающий мир и работает уже у младенца с первых недель его жизни (поисковые движения глазок, поворот головы по направлению к источнику звука, света, запаха и др.). Внутреннее внимание направлено на собственные переживания и мысли ребенка. Оно формируется попозже, когда ребенок начинает себя осознавать.
2. Второе, о чем особенно часто возникает разговор при подготовке к школе, - произвольность внимания. Умеет ли ребенок управлять этим процессом? По этому признаку внимание может быть непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.
Непроизвольное внимание
Непроизвольное внимание возникает само по себе в ответ на какой-то резкий, сильный стимул без всяких усилий со стороны ребенка, например, громкие звуки, яркая игрушка, что-то необычное, вызывающее вопрос: "что это?" Возникнув случайно, оно может сразу же угаснуть. Каждая мама использует непроизвольное внимание, когда говорит капризничающему малышу: "А посмотри, посмотри, кто это там?"
Произвольное внимание
В 5 – 6 лет (а иногда и раньше) ребенок сам начинает управлять своим вниманием. Он может сознательно заставить себя делать что-то важное и нужное, жертвуя интересным и занимательным. Здесь включается произвольное внимание, когда ребенок (да и человек вообще) сознательно ставит перед собой цель сконцентрироваться на чем-то. Оно требует физических усилий, энергии. Именно этот вид внимания особенно важен для работы памяти да и любой деятельности вообще.
Что дает энергию произвольному вниманию? Эмоции и воля. Поэтому важно поддерживать волевое усилие и говорить "спасибо" малышу за проявление произвольности. Если ребенок выполняет работу, например, делает поделку, потому что ее надо доделать до конца (в то время, когда другие смотрят мультики), то он заслужил эту благодарность.
Бывает, что ребенок прилагает волевое усилие, чтобы начать дело, но потом увлекается. В этом случае произвольное внимание переходит в послепроизвольное. На произвольное внимание оно похоже целенаправленностью и активностью, а с непроизвольным его роднит то, что оно сохраняется без всяких усилий.
Тренируйте внимание ребенка с детства. Это сослужит ему хорошую службу в течение всей жизни в любой деятельности.
Комментарии
Буду знать, как их заинтересовать. Спасибо.