Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

рисунок "кот с хвостом петуха"Развивать внимание можно воспитывая наблюдательность. Известный отечественный педагог В. Сухомлинский считал наблюдательность первым качеством ума.

Наблюдательность – это проявление умственной активности малыша.

Развитие происходит в быту, игре, деятельности  и не особо его напрягает.

Структура наблюдательности

Наблюдательность – довольно сложная способность, и представляет синтез трех психических способностей:

  1. внешнего непроизвольного внимания,
  2. мышления,
  3. долговременной памяти.

Этапы формирования наблюдательности

В своем развитии способность проходит три последовательных этапа.

Приметливость

Первый этап наши мудрые предки назвали приметливостью. Приметливость – умение видеть детали, отсутствие или необычность элементов предмета. Однако, чтобы видеть, например, отсутствие элементов предмета надо знать, как предмет выглядит в нормальном виде. Есть несколько доступных способов научить этому маленького человека:

  1. наблюдение,
  2. рисование,
  3. дидактические игры.

Наблюдение доступно всем детям.

Для него, собственно говоря, не нужно ничего, кроме желания родителей. Пример наблюдения: как вы учите годовалого ребёнка узнавать предметы ближайшего окружения. Важно только, чтобы были эти занятия как можно чаще.

Проводить наблюдение можно с самого маленького возраста в быту, игре, на прогулке не забывая включать сенсорные каналы. Например, мальчику купили новую машину. Рассмотрите её. Беседа может быть примерно такой.

Какая у тебя красивая машина. Где у нее колеса? Вот колеса (показ). Колеса круглые (обводим пальчиком). Сколько же тут круглых колес? (считаем, обводя пальчиком). Поехала машина: би-би-би (отпускаем малыша играть с машиной).

Рассматривая машину на картинке, поступайте также: колесики круглые, дорожка прямая (проводим пальчиком). Обводите пальчиком младенца все круглое, что попадется под руку, и обязательно комментируйте ваши действия. Когда малыш станет постарше и возьмет в руки карандаш, его мозг уже будет готов воспроизводить прямые и округлые линии.

Точно также ведется работа с цветом.  Сформулируйте цель (для себя): работаем с красным цветом. Возьмите игрушку красного цвета, например, кубик. Это будет образец. Поставьте его на полочку. Каждый раз, поднося ребёнка к полке, называйте цвет: кубик красный. А потом гуляйте по дому, показывайте пальчиком малыша красный цвет и называйте. Заканчивайте упражнение на красном кубике. Недели через три место красного занимает зеленый кубик, потом желтый, синий.

Важно для маленького ребёнка: работайте одновременно с одним признаком. Сейчас вы работаете с формой, через пару часов можете поработать с цветом.

С детьми постарше исследуйте всё на улице. А когда вернетесь домой и попьете чайку, попробуйте вспомнить, что же вы видели. Если дошкольник затрудняется, начните вы: "А вот я запомнила…". Обязательно похвалите за наблюдательность.

С детьми пяти - шести лет наблюдайте особенности предметов. Можно начать с листьев разных деревьев и кустарников. Одна мама придумала игру "Что в природе новенького?" Её дочери было 4,5 года. Каждое утро, отводя дочь в детский сад и выходя на улицу, мамочка задавала этот вопрос. Ничего особенного, но чтобы ответить надо было посмотреть вокруг. Обычно родители не обращают внимание детей на окружающее. Заняты. Так что начать полезно с себя.

А еще можно поиграть в сыщиков (разведчиков).

  1. Выйдя на крыльцо, осмотрись по сторонам, и глазами как бы сделай фотографию двора. А когда будешь уходить, снова посмотри внимательно на то место, которое ты "фотографировал". Что изменилось?
  2. Закрой глаза и прислушайся. Перечисли, какие звуки ты слышишь? (упражнение выполняется 2 минуты).

Наблюдение - весьма полезное упражнение для растущего детского ума. Наблюдательность можно проверить с помощью несложных тестов.

Одновременно вы разовьёте одну из самых замечательных способностей мозга - фотографическую память, заключающуюся в мгновенном "схватывании" и запоминании. Уж фотографическая память принесёт пользу, чем бы по жизни человек не занимался.

Во все этих играх активизируются внимание и другие виды памяти. Конечно, это трудные игры для ребёнка, потому что связаны с перестройкой личности. А это не каждому взрослому под силу. Партнером обязательно должен быть взрослый.

И добрый совет: не превращайте игру в натаскивание. Существует много игр и упражнений для развития наблюдательности. Просто играйте.

Комментарии  

0 # Eremovna 23.05.2011 22:33
Мой сынок жутко невнимательный - приходится по несколько раз объяснять задания, чтобы он понял, чего о него хотят((
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Роман Аяцков 23.05.2011 22:42
Развитие памяти и внимания ребенка очень хорошо развивают игры, предложенные Вами. Мне понравился пример с игрой в "сыщиков". В этой игре развивается не только визуальная наблюдательность, но и умение слушать. Здорово! Спасибо за статью!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Kupena 24.05.2011 10:07
Отсутствие наблюдательности и рассеянность порой и нам мешают, а уж детям и подавно. Мой сын рос очень способным, но еще более рассеянным, сейчас взрослый, но от рассеянности не избавился.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга 24.05.2011 11:32
Спасибо за статью. Нам 1.3 поэтому внимательность только развиваем.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 24.05.2011 18:43
Когда сын был маленький, я очень интересовалась подобными занятиями. Это очень полезно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Аделя 24.05.2011 18:58
Нет лучше учебы, чем игра...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # =STING= 24.05.2011 19:13
С детства очень важно делать такие упражнения.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Natabul 24.05.2011 20:09
Внимательность нужно развивать с самых малых лет и делать это, конечно, лучше в игре.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Алена Чайка 25.05.2011 09:52
Обучение наблюдательности, очень важный момент в воспитании и в дальнейшем он дает много положительных качеств личности.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # NataliNinel 25.05.2011 19:32
Дети очень наблюдательны потому, что не зашорены.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Евгений 27.05.2011 13:00
хОЧЕСЯ УЖЕ ДЕТЕЙ, надеюсь в ближайшее время стану папой, ваш сайт добавил в закладки, надеюсь, вы его не забросите и будете и дальше наполнять свой блог интересной и полезной информацией
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Галина 02.06.2011 02:47
Наблюдательность — очень полезная штука. И не только детям. Взрослым она как раз помогает в воспитании детей. Меня, например, часто выручает природная наблюдательность, или, как Вы её назвали — приметливость.

Мои дети, когда были маленькими, часто спрашивали, откуда я узнаю, чем они без меня занимались? Я отвечала, что оставляю дома глазки. Однажды прихожу домой, а там всё вверх дном! Это дети хотели пошалить, но побоялись, что мои глаза увидят это, и стали их искать :)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ЕленаАлексеева 25.07.2011 20:56
Я согласна с Галиной наблюдательность полезная вещь.Она нужна не только детям,но и взрослым.А им даже больше.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 26.07.2011 14:08
Ваш сайт очень нужный!!! Вы молодец, что затронули такие важные вопросы. Желаю Вам дальнейшего продвижения и благополучия.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ирина Просто Мама 04.08.2011 07:05
Полезные советы! Моей дочке 2.5 года, я практически с рождения учу ее замечать мелочи. Учу -конечно громко сказано, просто сама замечаю и ей показываю. Сейчас обратила внимание, что она стала замечать больше чем я. Мне кажется способность видеть "мелочи" очень важна, ведь по сути именно из "Мелочей" и состоит наша прекрасная жизнь
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 04.08.2011 10:32
Всегда очень утешительно читать такие комментарии. Пока Ваша дочь не может сказать Вам "спасибо" за то, что Вы для нее делаете. Позвольте мне сделать это за нее.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Стефания 10.07.2012 10:08
Читала Вашу статью с большим удовольствием и интересом.
Знаете, у меня какая-то избирательная наблюдательность - могу помнить детали разговоров, поведения, диалога в целом, зато абсолютно не замечаю, что же новенького надето на людях. Например, нашей секретарше это очень не нравилось - она очень сильно на меня обижалась!
Думала, что я специально её игнорирую, а я просто не замечала, что у неё помада другого цвета, или прическа по-другому уложена.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 10.07.2012 19:49
Обычно человек видит то, что для него важно. А что именно важно можно почитать в статье mama-pomogi.ru/.../...
Поверьте, будет интересно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий