Развивать внимание можно воспитывая наблюдательность. Известный отечественный педагог В. Сухомлинский считал наблюдательность первым качеством ума.
Наблюдательность – это проявление умственной активности малыша.
Развитие происходит в быту, игре, деятельности и не особо его напрягает.
Структура наблюдательности
Наблюдательность – довольно сложная способность, и представляет синтез трех психических способностей:
- внешнего непроизвольного внимания,
- мышления,
- долговременной памяти.
Этапы формирования наблюдательности
В своем развитии способность проходит три последовательных этапа.
Приметливость
Первый этап наши мудрые предки назвали приметливостью. Приметливость – умение видеть детали, отсутствие или необычность элементов предмета. Однако, чтобы видеть, например, отсутствие элементов предмета надо знать, как предмет выглядит в нормальном виде. Есть несколько доступных способов научить этому маленького человека:
- наблюдение,
- рисование,
- дидактические игры.
Наблюдение доступно всем детям.
Для него, собственно говоря, не нужно ничего, кроме желания родителей. Пример наблюдения: как вы учите годовалого ребёнка узнавать предметы ближайшего окружения. Важно только, чтобы были эти занятия как можно чаще.
Проводить наблюдение можно с самого маленького возраста в быту, игре, на прогулке не забывая включать сенсорные каналы. Например, мальчику купили новую машину. Рассмотрите её. Беседа может быть примерно такой.
Какая у тебя красивая машина. Где у нее колеса? Вот колеса (показ). Колеса круглые (обводим пальчиком). Сколько же тут круглых колес? (считаем, обводя пальчиком). Поехала машина: би-би-би (отпускаем малыша играть с машиной).
Рассматривая машину на картинке, поступайте также: колесики круглые, дорожка прямая (проводим пальчиком). Обводите пальчиком младенца все круглое, что попадется под руку, и обязательно комментируйте ваши действия. Когда малыш станет постарше и возьмет в руки карандаш, его мозг уже будет готов воспроизводить прямые и округлые линии.
Точно также ведется работа с цветом. Сформулируйте цель (для себя): работаем с красным цветом. Возьмите игрушку красного цвета, например, кубик. Это будет образец. Поставьте его на полочку. Каждый раз, поднося ребёнка к полке, называйте цвет: кубик красный. А потом гуляйте по дому, показывайте пальчиком малыша красный цвет и называйте. Заканчивайте упражнение на красном кубике. Недели через три место красного занимает зеленый кубик, потом желтый, синий.
Важно для маленького ребёнка: работайте одновременно с одним признаком. Сейчас вы работаете с формой, через пару часов можете поработать с цветом.
С детьми постарше исследуйте всё на улице. А когда вернетесь домой и попьете чайку, попробуйте вспомнить, что же вы видели. Если дошкольник затрудняется, начните вы: "А вот я запомнила…". Обязательно похвалите за наблюдательность.
С детьми пяти - шести лет наблюдайте особенности предметов. Можно начать с листьев разных деревьев и кустарников. Одна мама придумала игру "Что в природе новенького?" Её дочери было 4,5 года. Каждое утро, отводя дочь в детский сад и выходя на улицу, мамочка задавала этот вопрос. Ничего особенного, но чтобы ответить надо было посмотреть вокруг. Обычно родители не обращают внимание детей на окружающее. Заняты. Так что начать полезно с себя.
А еще можно поиграть в сыщиков (разведчиков).
- Выйдя на крыльцо, осмотрись по сторонам, и глазами как бы сделай фотографию двора. А когда будешь уходить, снова посмотри внимательно на то место, которое ты "фотографировал". Что изменилось?
- Закрой глаза и прислушайся. Перечисли, какие звуки ты слышишь? (упражнение выполняется 2 минуты).
Наблюдение - весьма полезное упражнение для растущего детского ума. Наблюдательность можно проверить с помощью несложных тестов.
Одновременно вы разовьёте одну из самых замечательных способностей мозга - фотографическую память, заключающуюся в мгновенном "схватывании" и запоминании. Уж фотографическая память принесёт пользу, чем бы по жизни человек не занимался.
Во все этих играх активизируются внимание и другие виды памяти. Конечно, это трудные игры для ребёнка, потому что связаны с перестройкой личности. А это не каждому взрослому под силу. Партнером обязательно должен быть взрослый.
И добрый совет: не превращайте игру в натаскивание. Существует много игр и упражнений для развития наблюдательности. Просто играйте.
Комментарии
Мои дети, когда были маленькими, часто спрашивали, откуда я узнаю, чем они без меня занимались? Я отвечала, что оставляю дома глазки. Однажды прихожу домой, а там всё вверх дном! Это дети хотели пошалить, но побоялись, что мои глаза увидят это, и стали их искать :)
Знаете, у меня какая-то избирательная наблюдательность - могу помнить детали разговоров, поведения, диалога в целом, зато абсолютно не замечаю, что же новенького надето на людях. Например, нашей секретарше это очень не нравилось - она очень сильно на меня обижалась!
Думала, что я специально её игнорирую, а я просто не замечала, что у неё помада другого цвета, или прическа по-другому уложена.
Поверьте, будет интересно.