Началась пора отпусков. Самое время подумать, чем заняться с пользой. Многие поедут на дачу, к родственникам в деревню. Когда мои дети были маленькими, мы на целое лето выезжали в деревню. Сама деревня полна новых звуков.
Но мы начали с леса. Это другой мир - мир естественных звуков, замечательное место для путешествий, экспериментов, тренировки слухового внимания - основы фонематического восприятия и фонематического слуха.
Здесь красиво и тихо кругом. Но прислушаемся к этой тишине, и ухо различит множество звуков, таких непохожих на шум городских улиц. Попробуйте обратить на них внимание ребенка.
Что слышат городские дети?
Для начала проверьте, что услышат ребята, если им предложить во время прогулки внимательно послушать, а потом рассказать. Большинство городских детей различают только сильные звуки, не связанные с жизнью природы (поезд, грузовая машина на шоссе). Ребята сами часто крикливы, замечают в окружающем только громкие, резкие звуки, и это обедняет восприятие окружающего мира.
Тренируем слуховое внимание в лесу
Мне хотелось, чтобы дети глубже проникли в красоту природы, замечали не только ее формы и краски, но и звуки - иногда нежные и осторожные, иногда сильные и грозные. Обычно мы любовались этими удивительными красками, давая радость глазам, теперь же стали напряженно прислушиваться к звукам леса. Был ветер, и деревья шумели, каждое по-своему. Я сказала: "Послушайте внимательно, что говорит лес, потом каждый скажет, что услышал".
Все напрягли слух. Что же на этот раз, услышали дети? Прежде всего, они были крайне удивлены: оказывается, у всякого дерева свой голос.
- "Лес шумит ш-ш-ш", - сказал Павлик.
- "Это только сосны, а осина совсем не так шелестит", - уточнил Алеша.
- "Осина, как в ладошки хлопает, только тихонько так", - добавила Света и несколько раз осторожно похлопала ладошками.
- "Послушайте, как говорит березка. Бегите к ней", - предложила я.
Дети наперегонки кинулись к группе молодых березок, встали там и замерли, прислушиваясь.
- "Она шелестит и как будто немножко звенит", - удивленно сказала Света. "Правда звенит, если очень слушать", - подтвердили дети.
- "Видите, каждое дерево разговаривает по-своему, а вы до сих пор этого не замечали. Напрягите свой слух. Послушайте еще и, наверное, услышите что-нибудь новое, интересное".
Дети опять притихли.
- "Слышу, слышу, как шишка упала. Это ее ветер сорвал", - радостно воскликнула Света.
- "А я слышу, кто-то поет в лесу. Наверное, грибы собирают", – обрадовался Павлик.
- "Дятел, дятел! Слушайте, как стучит по дереву, наверно, близко. Пойдемте, посмотрим", – загорелся Алеша.
- "А я слышу еще другую птичку, она так тихонько поет, тик-тилик, тик-тилик", – проговорила Света.
Игры на слуховое внимание
Перед детьми открылся новый мир удивительных звуков. Оказывается и деревья в лесу разговаривают, и обитатели его поют, стучат, чирикают каждый на свой лад. Привычное место прогулки окрасилось новым интересом, и теперь каждый раз дети просили: "Давайте поиграем, кто больше услышит".
Я записывала ответы, и мы вместе обсуждали, кто выиграл. Эти ежедневные упражнения обостряли слуховое внимание и приносили новые открытия: синичка поет нежно, негромко; ворона каркает грубо, неприятно; а сороки трещат, как будто ссорятся; кузнечики стрекочут, будто сено косят. Мы предложили новую игру: "Угадай, чей голос". Дети подражали голосам птиц, шуму и шелесту деревьев, завыванию ветра и другим звукам.
Лето продолжалось. Зацвели кустарники, закуковала кукушка, лягушки стали давать свои концерты на пруду. На полянках зажужжали насекомые. Грянул первый гром. Появились у нас теперь и другие игры, связанные с новыми наблюдениями.
На полянке, например, мы играли в "Жуки", "Пчелки" вместе с деревенскими ребятами.
Игра "Жуки"
В первой игре дети делятся на две группы. Одна становится в круг, другая, изображающая жуков, бежит в середину круга со словами:
- Я жук, я жук,
- Я здесь живу...
- Всю жизнь жужжу: ж...ж...ж...
Дети, стоящие в кругу, ловят жуков. Если детей мало, в круг становится взрослый.
Игра "Пчёлки"
В игре "Пчелки" все дети образуют круг. Водящий – "пчела" – становится в середину круга. Дети говорят хором:
- Пчелы жужжат,
- Ужалить хотят,
- Пчелы зажужжали,
- Дети убежали.
Водящий при последних словах произносит звук "ж" и ловит детей.
У лесного пруда мы слушали, как кричали лягушки, как всплескивалась рыба. Играли в игру "Цапля и лягушка". Участники игры, присев на корточки, прыгают по полянке, изображая лягушек, и произносят звуки "ква, ква, ква". По сигналу взрослого: "цапля", дети замирают на месте и молчат – "цапля" забирает тех детей, которые пошевелятся.
Игра "Кто как поет" возникла после чтения книги В. Бианки "Кто чем поет". Я сказала: "В книге мы узнали, чем поют разные птицы. А мы с вами можем поиграть в игру "Кто как поет". Попробуйте ворковать, чирикать, петь, как синичка или другая птица, и, если будет похоже, мы сразу угадаем, кто так поет".
Звукоподражание доставляло детям большое удовольствие, хоть и не всё получалось. Повторяя звуки, они лучше понимали и запоминали услышанное и тоньше различали их в окружающей жизни - такая своеобразная техника развития фонематического восприятия и слуха.
Так постепенно дети привыкали не только видеть красоту природы, но и слышать ее разнообразные звуки. Мы обычно мало развиваем слуховое внимание детей. А между тем оно расширяет кругозор: дети стали понимать значение слышанного, сравнивали, находили ответы на интересные вопросы. Мир для них стал шире, богаче.
Каковы результаты и как их проверить?
Было интересно проверить, насколько за это время развилось слуховое внимание детей. Приводим для примера некоторые ответы в начале и в конце нашей работы.
Алеша:
- 1-й ответ: "Поезд идет".
- 2-й ответ: "Ветер гудит, лес шумит шу-у, шу-у. На березе листочки звенят, шумят сосны, поют птички разные: пинь-пинь-пинь. Шумит тихонько трава, это ее ветерок перебирает. Еще ветки трещат, кто-то прыгает там. Поезд идет, только далеко. Еще дятел тукает тук-тук".
Света:
- 1-й ответ: "Ничего нет, только поезд".
- 2-й ответ: "Птичка поет, нежно так: тик-тилик; тик-ти-лик, и сосны шепчутся чего-то: ш-ш-ш, ш-ш-ш, наверно, разговаривают".
Постепенно исчезала крикливость. Умение слушать и слышать осторожные и тихие звуки природы не уживались с привычкой говорить громко. Часто дети сами останавливали друг друга: "Так кричите, что из-за вас и скворец перестал петь, а так красиво запел", – сердито говорит Павлик. "Помолчи, а то и леса не услышишь". "Вот кричал прошлый раз, когда мы птиц слушали, теперь и не угадаешь из-за тебя, кто это поет" (во время игры).
Радостно, что разнообразные и подчас нежные звуки природы доставляли детям эстетическое удовольствие. Ну разве можно не послушать соловья? Я сама его только недавно услышала. Так красиво!
Комментарии