Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Важно воспитывать у школьников продуктивное мышление. Обе его формы – конвергентную и дивергентную.

Конкретные примеры того, как это можно сделать уже с дошкольниками, приведены здесь. Конвергентное и дивергентное мышление разбираются на примере поиска и решения открытых и закрытых задач, преодоления психологической инерции мышления. Графически разницу форм мышления можно представить так 

Предлагаем отрывок из книги Ю. З. Гильбуха «Темперамент и познавательные способности школьника», полезный для педагогов и студентов.

Конвергентное мышление

Как известно, одна из отличительных особенностей дошкольников – постоянное присутствие в их деятельности ярко выраженного продуктивного начала. Наблюдаемое в младшем школьном возрасте ослабление продуктивных импульсов, появление тенденции к механическому переносу усвоенных ранее способов действий обусловлены прежде всего тем, что в этот период детям впервые приходится усваивать и неукоснительно соблюдать большое количество различных предписаний, норм, правил. Очень важно поэтому всячески культивировать у младших школьников творческий подход к выполнению возложенных на него обязанностей, привычку к постоянному поиску новых, более рациональных способов решения задач, потребность в применении творческого воображения.

Большинство учебных ситуаций требует от школьников активизации конвергентного мышления. Этот тип мышления предусмотрен большинством математических, грамматических и природоведческих задач, применяемых в начальной школе. Его требуют и те вопросы, которые ставят перед учащимся учитель и учебник: «Что произошло?»; «Когда?»; «Где?»; «Почему?»; «Как?» и т.п.

Дивергентное мышление

Конвергентное мышление естественно играет важную роль в умственном воспитании школьников. Однако его развитие должно сочетаться с развитием дивергентного («расширяющегося») мышления. Как уже отмечалось, сущность последнего состоит в генерировании на основе поставленной задачи всё новых и новых ассоциаций, в продуцировании самых различных решений, ответов, способов действия и т. П., базирующихся на постепенно расширяющемся диапазоне использования накопленных ранее знаний. В начальных классах дивергентное мышление активизируется вопросами типа: «Для каких ещё целей можно использовать данный предмет?»; «Как ещё мог поступить герой этого рассказа?»; «К чему бы это привело?» и др.

Широкие возможности для развития дивергентного мышления открываются на уроках языка, в частности при словообразовании, придумывании примеров на определённое правило или тип предложения.

Или такой факт. На уроке ручного труда учитель предлагает детям рассказать, каким образом можно использовать обычный кирпич (одну штуку или большое их количество). Ученики со слаборазвитым дивергентным мышлением обычно сводят свой ответ к строительным делам (сооружение домов, общественных помещений, тротуаров, заборов и т. п.).

Дети же с хорошо развитым мышлением дивергентного типа обязательно называют наряду с использованием кирпича как строительного материала ещё и такие применения: грелка, отвес, пресс для удержания бумаги на письменном столе, рыболовное грузило, изготовление порошка для чистки посуды и т. п.

При воспитании дивергентного мышления важно приучать школьников к сравнительному оцениванию придуманных вариантов с целью выбрать наиболее эффективный или оптимальный. Способность преодолевать психологическую инерцию, «видеть» в предмете или явлении не только «основные», традиционные свойства, а и другие, «второстепенные», но такие, которые в определённых условиях могут приобрести решающее значение, - характерный признак дивергентного мышления, основа развития творческой индивидуальности школьника.

Автор: З. Ю. Гильбух «Темперамент и познавательные способности школьника», Киев, 1993, стр. 103-104 

Комментарии  

0 # Ольга Парфенова 14.10.2017 09:19
НЕ слышала ранее о разновидностях мышления, очень интересно было почитать.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Надежда 15.10.2017 11:34
ой, тоже не слышала ничего о разных типах продуктивного мышленя ...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий