Наказывать, не наказывать, как наказывать – эта проблема волнует многих родителей. Наказание чаще всего рассматривается в "карательном" аспекте: есть факт проступка и за него должно наступить возмездие.
Но можно посмотреть и несколько иначе.
У маленького человека представления о мире ограничены, а жизненный опыт еще мал. Задача родителей и воспитателей помочь ему ориентироваться в еще непонятном мире, объяснить, что опасно и недопустимо, а что позволительно и даже необходимо. В систему наших действий входит и воспитание у детей дисциплины.
Дисциплина – система определенных запретов, необходимая малышу для ощущения защищенности. За "нельзя" взрослого скрывается забота о ребенке. Но "нельзя" не должны быть бесконечными.
Запреты
Запреты – очень важны для выработки у детей социальных навыков. Мир ребенка условно разделим на зоны. Это будет выглядеть так:
- полная свобода,
- относительная свобода,
- запрещено.
Запрещать надо спокойным, уверенным голосом.
Наказание
Наказание – способ регуляции поведения ребенка. Основная цель – научить малыша правильно поступать под действием собственного внутреннего контроля.
Виды наказания
- Физическое воздействие – недопустимо.
- Воздействие словом – не должно быть обидным и оскорбительным.
- Изоляция.
- Лишение приятного.
Ругать – обычно подразумевается повышение голоса, крик. Крик означает:
- выброс негативных эмоций на беззащитных,
- бессилие и педагогическую беспомощность,
- эмоциональное выгорание
Кричать имеет смысл, когда малыш подвергает свою жизнь опасности или его действия угрожают жизни других.
Изоляция – часто применяемый способ воздействия: выведение из игры, деятельности или группы сверстников на определенное время.
Изоляция должна быть организована следующим образом.
- Выделить специальное место, находящееся в поле зрения педагога или родителя.
- Желательно оговорить с наказуемым время изоляции (пока пересыпается песок в часах или движется стрелка, на время конкретной игры и т. д.)
- Во время изоляции наказанный, наблюдая стрелку, успокаивается, учится преодолевать свои импульсы. В итоге изоляция из негатива перерастает в способ, помогающий справиться со своими эмоциями.
Лишение приятного – самый приемлемый способ регулировать поведение чада. Лучше наказывать, лишая хорошего, чем делать плохое.
У каждого малыша есть свои предпочтения, которые в этом случае надо хорошо знать. Хорошо бы иметь запас больших и маленьких праздников для души, "зону радости". Очень хорошо иметь традицию совместных дел взрослых и детей. Отказ маленькому человеку в праве участвовать в таком деле весьма ощутим.
Как наказать, не унижая?
1. Всегда соблюдать позицию "Я взрослый". Педагог, родитель должен уметь справляться со своими импульсами, так как вероятность несправедливости при спонтанном наказании очень велика.
2. Наказание должно быть равноценно проступку.
3. Контактируйте с малышом (и не только) "глаза в глаза", уверенным голосом.
4. В особых случаях можно брать дитя за плечо, руку, останавливая его действия.
5. Применяйте ограничительное воздействие сразу после проступка, а не спустя некоторое время.
6. Наказание должно быть неотвратимо: после проступка всегда следует соответствующее воздействие.
Всегда сопровождайте свои действия разъяснением того, почему наказали и что делать, чтобы не быть наказанным впредь.
У дошкольника или ученика младших классов должны быть теплые отношения со взрослым, применяющим наказание.
Помните!
За один проступок – одно наказание.
Наказан – прощён (и больше к проступку не возвращаемся).
Наказывая, подумай - зачем? У ограничительных действий всегда должна быть цель – чего взрослый хочет добиться, какой должен быть результат.
Несправедливое и частое наказание формирует агрессивность. Агрессивный ребёнок – это, чаще всего, отвергаемый воспитанник с низкой самооценкой и плохой успеваемостью. Легко ли ему жить?
Комментарии
С праздником победы Наших Ветеранов и всех нас!
Сейчас пишу и улыбаюсь, выросли они уже )
Любите своих детей по-настоящему, искренне, они всегда ответят вам тем же.
Ваши советы очень дельные, хотя мне и известные. Но "повторенье - мать ученья". Спасибо! :)
И мамы и папы не слушайте эту западную пропаганду не к чему хорошему это не приводит..