Что влияет на развитие детей? Здоровье. И чем ребенок младше, тем больше. Связь здесь прямая. Когда малыш болен, все силы организма направлены на выживание, а не на развитие.
Приходится с сожалением констатировать, что здоровье детского населения страны устойчиво ухудшается из-за влияния 3 групп факторов:
- окружающая среда и медицинское обслуживание (30%),
- наследственность (20%);
- собственное отношение человека к своему здоровью, его образ жизни (50%).
Окружающая среда
Со средой ясно – она агрессивна. Причем сделал ее такой сам человек. Теперь дети не могут приспособиться к ней, о чем свидетельствует рост аллергических заболеваний. Проживание основного населения в городах обостряет проблему.
Медицинское обслуживание
Долгое время считалось, что его улучшение решит все проблемы. Однако сегодня мир стал свидетелем драмы идей, когда врач (может быть впервые в истории человечества) вынужден признаться, что не способен сделать человека здоровым. И причина тому одна: человек не хочет отвечать за свое здоровье. Многие относятся к своему телу и личности так, будто это не самое ценное, а некий фон, на котором проходит жизнь.
Такое безответственное отношение к себе – результат нашего воспитания и образования, поэтому битва за здоровый образ жизни должна быть перенесена в сферу образования и семейного воспитания. (Это не значит, что медицинское обслуживание не должно совершенствоваться). Главное лицо в таком подходе – маленький человек – творец своего здоровья.
Здоровье – комплекс психического, физического и социального благополучия. Это определение дает ВОЗ. Она же определяет и два его критерия: адаптивность и адаптированность.
Адаптивность понимается как комплекс следующих качеств личности:
- стойкость к неврозам, выносливость,
- высокая работоспособность,
- устойчивость к болезням,
- в болезни – возможность совершить свой маленький подвиг на выживание (это не только про детей-инвалидов),
- обязательность, способность ориентироваться в людях и легко налаживать контакты,
- жизнь в соответствии с конституцией (складом тела и души), темпераментом, характером.
Адаптированность – удовлетворенность своей жизнью.
Здоровье как многоуровневую систему можно условно разделить на блоки.
1. Психологический – основа системы. На смену побежденным инфекционным болезням пришли болезни цивилизации: язва, гипертония, сахарный диабет, астма и другие. Большинство из них относят к категории психосоматических. Возникновение и бурное развитие психосоматики связано с достаточно длительным эмоциональным воздействием в виде страха, тоски, ненависти, обиды, отчаяния, возникающих в ответ на трудные жизненные ситуации и конфликты (внешние и внутренние). Мы знаем их под именем стресса.
2. Физический – понимается как оптимальное протекание физиологических процессов в организме и взрослых, и малышей. Их состояние в большей степени зависит от таких факторов как питание и физическая нагрузка. Современным детям физической нагрузки не достаточно.
Врачи также предлагают помнить, что в организме человека существует здоровьесохраняющий механизм. Это резервные возможности человека. Их можно и нужно тренировать с помощью обоснованного стрессора: водных процедур, физических упражнений в аэробном режиме (на свежем воздухе) и т. д. Мы как-то подзабыли о закаливании.
3. Социальный – осознание себя полноценной личностью в том слое общества, в котором человек находится. Социальное здоровье реализуется через:
- развитие навыков общения, обучение взаимодействию с окружающими (взрослыми и детьми) таким образом, чтобы общение не несло маленькому человеку страдания и не принижало достоинства;
- осознание себя в качестве личности мужского или женского пола.
За второй пункт толерантные либералы закидают меня гнилыми овощами. Но как психолог утверждаю: большего стресса, чем понять "я не в том теле", для подростка представить трудно. Поэтому провоцировать гей-пол очень вредно для нормального развития. Истинных геев мало, а в основном это развращения, по моему мнению.
Не менее важным становится нравственное и духовное здоровье. Здесь можно сослаться на свидетельства людей, выживших на войне, в плену, лагерях. свидетельствующих: погибал тот, кто ломался духовно. Для развития детей, формирования их личности этот блок особенно актуален так как предполагает поиск основы жизни – ее смысла.
Так что при обучении детей наряду с задачей сохранения и укрепления надо ставить и задачу созидания здоровья. Ребенок должен знать о здоровом образе жизни (ЗОЖ), хотеть его вести и уметь искать способы, подходящие лично для него.
Движения современным детям, конечно, не достаёт. Но всё возможно при желании. Существуют нестандартные способы физического развития в рядовых муниципальных детских садах. Смотрите на видео.
Комментарии