В образовании очередная реформа. Первоклассники сдают экзамен. Да, да! Не просто пишут годовые контрольные работы, а выполняют задания теста. Учителя смеются: "ЕГЭ". Пока это происходит в качестве эксперимента, но говорят, что в следующем учебном году ждет всю страну. Родители возмущаются. Думаю, напрасно. Что толку возмущаться? Как говорит одна бабушка: "Космос всячески подталкивает заниматься детьми".
Хотя я человек реального мира, с ней соглашаюсь. Двадцать лет назад в нашем отдельно взятом населенном пункте дети были гораздо развитее, чем сейчас. Например, среди старших дошкольников и учеников начальной школы более 50 % имели очень высокий уровень умственного развития от 130 до 150 баллов. Сейчас деток с таким уровнем единицы. Я радуюсь, когда вижу средний уровень. Много разного рода нарушений развития, но еще больше педагогической запущенности.
Не берусь обсуждать причины. Но есть одна общая – родители мало говорят с детьми. А надо бы начинать как можно раньше. Не зря в культуре любого народа столько коротеньких стихов-потешек, колыбельных песен, сказок. Гениальный человек придумал сказку про репку! Или "Колобок". Такую развивающую нагрузку они несут.
Речь ребенка начинается с речи родителей. И не только речь. Часто взрослые жалуются на плохую память детей и удивляются, когда психолог предлагает для работы развивающие игры на пополнение словарного запаса. Все просто: не память плохая, а слов не хватает, чтобы мысли выразить.
Второе, что потихоньку уходит из жизни детей, это ручной труд. В русской деревне девочка начинала готовить себе приданое с пяти лет. К подростковому возрасту она становилась мастерицей. У северных народов для пятилетних девочек устраивали праздник первого наперстка. Рука учит мозг. Многовековой опыт отбирал самое эффективное.
Природа не терпит пустоты. Жизнь меняется. Плохо одно, когда настоящее заменяется суррогатом.
Комментарии
И время сейчас не самое простое - родители целыми днями работают. Ну конечно же несмотря ни на что детям уделять время нужно и разговаривать с ними и учить и свой опыт передавать.
Если родители не читают книг, а только смотрят шоу по ТВ, то и дети вырастают такими же. А по поводу ручного труда, так очень много женщин не умеют и сами ничего делать руками. Чему же они могут научить дочерей?
Дают готовый ответ на стандартный вопрос, но ведь ответ не может быть один. Школа учит бояться искать свои ответы на вопросы иначе учитель поставит двойку.
Поделюсь, как я у своих детей (теперь уже у внучат) развиваю внимание. Сначала читаю на ночь сказку, например, «Репка», Через несколько дней уже не читаю, а рассказываю эту же сказку, и умышленно путаюсь: «…Позвал дед внучку». Мне тут же парируют: «Нет, бабку!»,— «Ах, да — бабку… Бабка за репку…»,— «Нет, бабка за дедку…». И начинается соревнование, кто больше заметит ошибок в бабушкиной истории :)
Смысл, думаю, понятен. Такие упражнения вынуждают ребёнка внимательно слушать и с раннего детства приучают к этому. А когда навык сформирован, ребёнку не составит труда быть внимательным во всём. Более того, дети любят подобного рода игры и сами начинают придумывать варианты — развивается творчество.