В школе однозначно выигрывает ученик, имеющий хорошую связную речь. Как помочь ребятам как можно раньше научиться говорить связно? С помощью пересказа.
Содержание
Пересказ и связная речь
Пересказывать тексты особенно важно детям с речевыми недостатками. А таких нынче достаточно много. Бывает особенно обидно, когда ученик хорошо разбирается в математике, делая при этом в диктанте ошибки через слово.
Обучение пересказыванию с 5 лет полезно начинать обязательно. Обычная практика: взрослый читает, а потом предлагает пересказать или рассказать родственникам о прочитанном.
Здесь стоит учесть следующее: не каждый малыш прямо сразу станет пересказывать рассказы. Бывает, он не понимает, не анализирует услышанное и не может оформить понятное высказывание. Тогда следует начинать с самого простого.
Часто мамочки понимают детей, какой бы их речь ни была. Они не замечают проблем, искренне считая ребёнка преуспевающим. Чтобы проблему решать, её надо сперва увидеть.
Домашняя диагностика
- Послушайте внимательно, как выражает свои мысли ваш малыш, рассказывая что-то. Понимает ли кто кроме вас его высказывания?
- Поручите ребёнку что-то сделать и попросите повторить вашу просьбу в точности. Легко ли ему удастся по существу пересказать озвученное?
Если ребёнок пяти, а особенно 6-7 лет не может этого сделать, стоит начать пересказ рассказов. Короткие рассказы имеются на нашем сайте в категории Чтение
Приёмы пересказа текстов
Повтори точно
Хорошо срабатывает с невнимательными детьми, слушающими в пол-уха.
Инструкция. Посмотри на меня. Пожалуйста, сделай (принеси, подай, убери, помоги…). Пожалуйста, повтори в точности моё поручение.
Не давайте поручения в пол-оборота, между делом. Только лицом к лицу. Если не воспроизведёт сразу, терпеливо и внятно, без раздражения повторите.
Играйте в игру, пока повторять не станет легко. Надо месяц – играйте месяц. Дольше – значит дольше
Будьте терпеливы, не обижайте малыша комментариями: что так трудно повторить и прочими. Тогда можно рассчитывать на результат.
Методика В. К. Воробьёвой
Приёмы работы по обучению первоначальным навыкам связного высказывания. Работа велась с текстами линейной организации. Проще говоря, пересказ текстов «что за чем было».
Воробьёва применила предметно-графические схемы, помогающие детям понять правила пересказа рассказов. Они состоят из ряда рамочек. В них нарисованы предметы и живые существа, описанные в рассказе. Как выглядит рамочка смотрим ниже.
Предметы, связанные по смыслу, в рамочке размещаются напротив друг друга. Действия (глаголы) между предметами нарисовать отдельным рисунком невозможно. Они изображаются стрелками внутри рамки. Каждая рамка - отдельное предложение. Действия между ними (последовательность) также изображены стрелками.
Полностью графическая схема выглядит так (материал из книги Т. Бардышевой, Т. Чохонелидзе)
Два варианта работы со схемами В. К. Воробьёвой
Методика работы со схемами В. К. Воробьёвой применима как для обучения пересказыванию, так и для обучения рассказыванию (составлению рассказов).
1. Берем рассказ и по нему составляем схему. Читаем рассказ ребёнку с опорой на неё. Следя за содержанием текста по картинкам, ребёнок лучше запоминает, а потом пересказывает рассказ.
У девочки день рождения.
Она позвала гостей и накрыла стол.
На стол девочка поставила 5 чашек, конфеты, варенье и самовар.
Из самовара девочка наливала чай в чашки.
Чай с конфетами и вареньем очень понравился её гостям.
2. Даём малышу схему и предлагаем по ней придумать рассказ.
Усложнение пересказа
Схемы можно усложнить, добавляя, например, качества предмета: чай душистый, горячий вкусный; конфеты ещё какие-то, гости весёлые и прочее. Договоримся, как будем изображать качества. Например, треугольниками. Наши логопеды говорят: "украсим рассказ красивыми словами". К сожалению, красивые слова нечасто употребляются в современной бытовой речи.
Душистый чай с шоколадными конфетами и малиновым вареньем очень понравился довольным гостям
Таких графических опор можно заготовить достаточно много.
Самостоятельное рисование схем
А можно научить детей рисовать их самостоятельно. Получается образный план пересказа для дошкольников. Рисунки предметов будут не такие красивые, а схематичные. Но это легко исправить, взяв в руки цветные карандаши. Приведём пример. Возьмём коротенький рассказик о девочке Маше.
Маша
Девочка Маша увидала на ветке воробья и радостно закричала:
– Чик-чирик, чик-чирик!
Воробей сначала удивился, а затем ответил Маше:
– Чик-чирик.
Вот примерно так это выглядит. Прочитать, нарисовать наглядно-графическую схему. Пересказать текст. Рисуя схемы достаточное время, дети научатся со временем рисовать их в уме. И это будет здорово! Сайт Нестандартные дети желает успехов.
Комментарии
Всё просто бывает, если ребёнок развивается без проблем в соответствии с возрастом. Но растёт число ребят с не нормативным развитием. И тогда одновременно с речью надо развивать мышление, память... Это очень непросто - "вытащить" таких детей. Поэтому педагоги, психологи ищут способы, которые были бы эффективны и не перегружали детей. Мы тоже такие ищем. И когда находим, стараемся поделиться.