Чаще карты Проппа применяются в детских садах, хотя для школьников с ЗПР и другими формами отставания они были бы ещё полезнее.
Особенно при инклюзивном обучении, когда учитель не знает с какой стороны к таким ученикам подойти, чтобы получить хоть какой-то результат. Но не применяются. А ведь анализ текстов был бы удобен ученикам с ЗПР.
Прежде, чем применять карты Проппа в работе с детьми, полезно попробовать поработать с ними взрослому самому. Проведём групповой анализ. Материал: не совсем простая, но короткая сказочка. Например, "Курочка Ряба".
Приходило ли вам в голову анализировать «Курочку Рябу» - самую непонятную, имеющую много вариантов, сказку славянского фольклора.
- Многих она приводит в недоумение своей парадоксальностью.
- А кому-то кажется вообще бессмысленной.
- Большинство вовсе не задумывается над смыслом, воспринимая так, как маленькие детки: просто как рассказ с понятными действиями «бил-бил», понятными эмоциями «плачет-плачет» и понятными персонажами: бабой и дедом.
Три взрослых человека устроили тренировку: применили для анализа сказки карты Проппа, обещая себе не впадать в мистико-философские размышления. Чтобы было хоть приблизительно похоже на рассуждения школьника 1-2 класса. Кстати, карты Проппа в свободном доступе на нашем сайте "Нестандартные дети" здесь.
Задача конкретная: разложить повествование "по полочкам". И получилось следующее.
Анализ сказки с картами Проппа
Как обычно начинаем анализ сказки с "жили-были", осознавая сказочное пространство. В нём обретаются персонажи: дед, баба, курочка Ряба. Сразу представляется деревенька, покосившаяся избушка, лежащие на печи бабка с дедом и курица, сидящая на гнезде.
Дальше в сказочном пространстве случается нечто неординарное: курочка Ряба особое яичко снесла. Золотое. Это особое обстоятельство в системе карт-функций Проппа.
Третий элемент сказки – запрет. Запрет в "Курочке Рябе" не проговаривается, но подразумевается (по нашему мнению). Золотое яичко – вещь дорогая. Её полагается хранить или продать, а на вырученные деньги купить много другой еды. Чтобы надолго хватило.
Но баба с дедом негласный запрет нарушили. Старый, как малый, собой руководить разучился. Захотели старики есть и попытались яичко разбить. Долго им это не удавалось. Решили дед с бабой отдохнуть. А яичко на столе, наверно, оставили (история умалчивает).
Тут появляется вредитель и совершает ненамеренное (в данном случае) вредительство: мышка бежала, хвостиком вильнула, яичко упало и разбилось. Какая реакция на вредительство? Плачут. Кругом убыток: и не продали яйцо, и не съели.
Ликвидация беды. Курочка Ряба жалеет, успокаивает стариков, обещая делу помочь, снести яичко другое: не золотое – простое.
Какова здесь мораль? Вариант взрослых: "Раз уж удача привалила, подумай не торопясь, как её лучше использовать". У семилетнего Ильи вывод другой: "Когда мама и папа станут старенькие, дети должны их кормить и заботиться, чтобы у них всегда продукты были".
Итоги
Содержание сказки хорошо укладывается "на полочки" с помощью карт Проппа. Карты позволяют детям научиться соотносить речевую и графическую системы изложения информации (координация правого и левого полушарий).
Для анализа лучше брать короткие сказки, умещающиеся в 3-5 карт-функций. Это на одно занятие. Надо помнить об истощаемой работоспособности школьников с ММД (минимальной мозговой дисфункцией) и быстрой пресыщаемости дошкольников.
Сказка может и не включать все выявленные В. Я. Проппом элементы (функции). Не только их количество может быть разным, но и набор, что исподволь подводит ребёнка к пониманию сказки, как гибкого образования, меняющегося по воле сочинителя.
Это важный вывод, потому что следующий этап помощи детям с ЗПР – обучение сочинению сказочных сюжетов с помощью карт Проппа.