Дети с проблемами в развитии (ОВЗ) частенько чувствуют эмоциональный дискомфорт оттого, что они ограничены в познании мира каким-то способом.
Поэтому их развитие частенько однобоко. Для гармонизации применяют разные способы арт-терапии, как наиболее мягкого и подходящего для детей метода. Арт-терапия близка арт-педагогике. Но задачи ставятся разные.
Корни метода уходят в аналитическую психологию (Юнг) и психоанализ (Фрейд). Эти направления психологии выдвигают идею об универсальных первоначальных символах, которая находит подтверждение в рисовании. Арт-терапия, по мнению их представителей, возможна в работе с детьми, начиная с 6 лет. До этого возраста необходимая в арт-терапии символическая деятельность ребёнка только формируется. Однако часто мы читаем о более широких возрастных границах применения арт-терапии.
Изотерапия
Особенно часто это касается изотерапии, применяющейся в работе c ребятами ОВЗ наиболее часто, так как она ближе всего к естественной детской деятельности. Ведь детям так естественно рисовать разными способами и материалами, лепить…
Изотерапия существует в двух формах: активной и пассивной.
- Активная изотерапия известна шире. Она предполагает личное творчество ребёнка: создание произведений из различных материалов.
- Пассивная форма применяется незаслуженно реже, хотя бывает весьма эффективной. Она предполагает применение имеющихся произведений искусства, прежде всего живописи. Это могут быть произведения классиков и современные художественные направления.
Разделение это условное. Готовые картины в активной изотерапии применяются, как образцы.
Содержание картин для пассивной терапии
Маленькие дети предпочитают сюжетные картины о сверстниках или животных, как более близкие к их жизни, иллюстрации сказок.
Ребятам постарше и взрослым (мамам бывает очень полезно) понятны картины природы, милая живопись в стиле зенарт и другие. Очень необычные и интересные с точки зрения терапевтической произведения можно отыскать среди них. Есть в них что-то философско-сказочное, медитативное. Иногда на них хочется просто смотреть. Например:
Как рассматривать картины?
Нельзя дать малышу альбом с репродукциями и оставить одного. Поначалу картины надо рассматривать и обсуждать вместе. Чем младше ребёнок, тем совместное рассматривание важнее. Обратите его внимание:
- какие персонажи на картине;
- чем они заняты;
- какое у них настроение, как узнал, что оно именно такое;
- общее настроение картины (погода, время года…);
- для детей постарше полезно обсудить, почему использованы краски того или иного цвета;
- какое настроение у зрителя (конкретно ребёнка) они вызывают.
Научившись с детства сосредотачиваться на содержании картины, ребёнок будет сам тянуться к искусству и находить в нём источник удовольствия, отдыха для души.
Комментарии
Изображения подобраны очень интересные.