В реабилитации детей-инвалидов (особых детей) немного универсальных форм работы, позволяющих относительно гармонично развивать ребят.
Рисование в реабилитации особых детей
Рисование – одна из них, хотя его частенько считают пустой затеей не только родители (родители детей-инвалидов в том числе), но и специалисты. Подменяют штриховками, раскрасками. А это совсем не одно и то же по развивающей силе.
Рисование стимулирует оба полушария мозга. В этом его большая польза для реабилитации детей-инвалидов (особых детей, как мы их называем). Его можно применять как
- изотерапию (форма активной артерапии) для ребёнка с ОВЗ,
- и развитие его познавательных способностей.
С некоторых пор занятия для детей с ОВЗ я начинаю именно с него. Эта пора началась со знакомства с работами М. Шичиды. Неважно сколько ребёнку лет, какое у него основное заболевание – задержка развития (в разной, конечно, степени) в наличии всегда и с ней надо работать, применяя любимые детьми методы.
Меняется только уровень необходимых навыков. Поясню: с малышами, детьми с ДЦП начинаем с пальчиковых рисунков, другие дети могут рисовать карандашом, кистью.
Особую группу представляют детки с аутизмом. Некоторые из них брезгливы и рисование пальцами тут не пойдёт. Если ребёнок всё же согласился на пальчиковое рисование, то всегда имейте под рукой влажные салфетки, чтобы быстро-быстро вытереть руки.
Пальчиковое рисование для детей с ОВЗ
1. Главный материал – его купим или сделаем сами из натуральных материалов – пальчиковые краски. Рецептов в интернете достаточно. Лично мне нравятся краски из порошкового мела, смешанного сперва с соком красителей. Смесь хорошенько перемешивается и растирается с желтком яйца (он придаст блеск). Но для ребёнка постарше, который уже не тащит всё в рот, проще пальчиковые краски купить.
Подойдут вообще-то любые краски: гуашь, акварельные. Особенно для ребят постарше, умеющих соблюдать технику безопасности. Обычно они смеются, когда просишь не есть краски.
2. Бумага. Любая. Подойдут даже разрезанные на части куски остатков старых обоев.
3. Планшет. На него малярным скотчем закрепим лист бумаги. Подойдёт кусок фанеры (только края ошкурить, чтобы художник не занозил пальцы), разделочная доска (если у вас есть достаточно большая) и всё подобное.
4. Фломастеры. Нарисованные пальцами картинки (мелкие детали на них) дорисуем фломастером.
Творчество малышей с ОВЗ
Материалы готовы. Приступим к творчеству.
Рисовать рукой (как инструментом) можно ладошкой, пальцами и сочетая ладошку и пальцы. Особому ребёнку нельзя просто так дать материалы. С ним надо рисовать вместе. Он научится рисовать сам, но потом. Поначалу помогаем, одобряем, обсуждаем, что получилось. Всячески мотивируем, одним словом. Идём от простого к более сложному постепенно.
Варианты рисунков
1. Поэтапное рисование. Покажите ребёнку, как рисовать животное подушечками двух пальчиков: мизинца и указательного.
2. Любимые предметные картинки мальчишек
Динозавры
Сказочный дракон
3. Простые сюжеты
Зима-зимушка пришла
Летняя картина пальчиками
4. Рисунок собачки ладонью
5. Сочетание пальчикового рисования и аппликации или рисования кисточкой. Чаще это совместная работа со взрослым. Дети-инвалиды (особые дети) такие же дети как все: радуются, грустят, скучают. Из-за тяжёлого основного заболевания им не всякое творчество доступно. Но если ребёнок способен ткнуть пальцем в бумагу, мы просто обязаны это использовать для занятий с ним. Рисунки получаются весёлые и яркие.
Комментарии