Самое замечательное, чем наградила человека природа – это игра. Это не для того, чтобы просто не скучно было (хотя и это очень важно). В ней малыша можно научить всему. Абсолютно. И очень эффективно. Особенно, если это подвижные игры.
Подвижная игра "Кошка и воробышек" для самых маленьких
Хотите, чтобы маленький ребенок узнал о кошке? Расскажите малышу двигательный рассказ, выполняя вместе с ним цепочку действий.
Так, взрослый рисует такую картину из действительной жизни: "Кошечка свернулась в комочек и сладко спит. Вот она проснулась, встала, прогнула спинку и вытянула лапки вперед. Затем сделала горбик, зевнула, сказала: "Мяу! Мяу!" – и побежала во двор. А дальше?
Там кошечка влезла на дерево, села и погрелась на солнышке, потом спустилась вниз, увидела воробушка и стала подкрадываться к нему, чтобы поймать и съесть. Воробушек не видит кошки, он прыгает и говорит: "Чик-чирик! Чик-чирик! Чик-чирик!" Кошечка подкралась к нему, собралась сделать прыжок, но тут воробей увидел ее, вспорхнул и полетел, махая крылышками. Кошка посмотрела вслед, да и поплелась домой".
Дитя не только подражает движениям кошечки и воробушка, проговаривает их звукоподражания. Он переживает содержание рассказа. Сколько эта нехитрая подвижная игра включает сенсорных каналов (каналов восприятия окружающего)? Так что кошку и воробья малыш запомнит в подробностях.
Таких двигательных рассказов можно придумать очень много, используя знакомые малышу образы из виденного в жизни, на картинках или почерпнутые из сказок. Они делают упражнения очень интересными и мало утомительными.
Малыши любят подвижные игры. Они обучают ориентировке, умению быстро схватывать и оценивать ситуацию, координировать действия с товарищами, умению себя контролировать, помнить и соблюдать правила. Это далеко не все, но именно этого современным маленьким членам общества так не хватает.
Предлагаем картотеку подвижных игр. Среди них есть игры малой подвижности, удобные для помещений в плохую погоду.
Игра для смешанных групп
Эта забава в удовольствием принимается и старшими дошкольниками, и ребятишками раннего возраста. А полезнее всего она для смешанных групп, где есть и малыши и старшие. Глядя на старших маленькие учатся быстро ориентироваться. Забаву я узнала от Лены Даниловой. Играть можно в любое время года. Но тёплое подходит, конечно, больше.
"Я кормлю животное"
Ведущий стоит на одном конце площадки, игроки (от одного до множества) с другой. Ведущий сообщает: "Я хочу покормить ... птичек" (животные меняются в зависимости от того, кого малыши знают). Дети, изображая названное животное (машут руками, как птички, прыгают, как зайцы...). Взрослый складывает ладошки чашечкой, будто кормит птицу, а та изображает, что клюёт. Потом играющие бегут назад (в домик). Убегать надо быстро, чем быстрее, тем лучше.
Кормить можно кого угодно: слонов, утят, поросят... Задача играющих правильно изобразить зверя при движении к ведущему и быстро и технично убежать.
Игра проста, но до 8-9 лет идёт на "ура". Старшим усложните правила.
- Предложите назвать пищу, которую ест заявленное животное.
- Пусть покажут, как зверь голос подаёт (мычат, квакают...).
- Где зверь предпочитает жить.
И прочее. Берите с собой на улицу карточки. Вы показываете, ребята называют животное. Словом, игра бесконечная.
Требование одно: обратно в домик ребёнок бежит как можно быстрее.
Подвижные игры для дошкольников
1. "Кто раньше".
Сядем в кружок лицом к середине на маленьких стульях, поставленных друг от друга на расстоянии шага. Ведущий называет имена двух детей, сидящих рядом. Названные встают, выходят за линию стульев и становятся спиной друг к другу. Остальные игроки вместе со взрослым, прихлопывая в ладоши, считают: "Раз, два, три, беги!" – и пара бежит – один в одну сторону, другой в другую. Выигрывает тот, кто раньше добежит до своего места. Пара может бежать только по слову "беги". Усложнение: можно обойтись без стульчиков, а просто встать в круг.
2. "Мыши".
На одной стороне комнаты или площадки – мышиные норки; напротив – кладовая. В кладовую кладут предметы (кубики, шишки, катушки и т. д.), изображающие продукты – сыр, масло, муку, крупу и т. п. По сигналу взрослого мыши выбегают из норок, направляются в кладовую и там "едят". По сигналу "кот" мыши бегут в свои норки, а кот их старается поймать. Выбегать из норок и убегать в норки можно только по сигналу. Пойманные мышки садятся в сторонке. Игровые действия кончаются, когда все мышки будут пойманы.
3. "Кошка и котята".
У каждой кошки по нескольку котят. Можно взять обручи или нарисовать круги – это у каждой кошечки с котятами свой дом. Когда мамы уснут, сидя на стульях или сидя скрестив ноги на полу, котята убегают от них и начинают бегать по всей комнате. По сигналу "мяу" котята бегут к своим мамам в домики. Котята могут разбегаться по комнате, когда кошки-мамы уснут. Сигнал "мяу" дает сначала руководитель, затем по очереди кошки.
4. "Поезд".
Играющие становятся гуськом, в затылок. Каждый из них изображает вагон; впереди стоит паровоз. Взрослый дает свисток, паровоз гудит, и весь поезд начинает движение – сначала медленно, затем темп становится быстрее и быстрее. Несмотря на простоту игровых действий, играющим бывает сложно идти в едином темпе. Когда поезд приближается к станции (заранее отмеченное место), ход замедляется, и он останавливается. По сигналу взрослого дается гудок и возобновляется движение. Поезд может двигаться только после гудка. Гудеть могут все игроки.
5. "Воробушки и кот".
Малыши стоят на каком-нибудь небольшом возвышении (скамейке) – это воробушки на крыше. В стороне сидит спящий кот (кто-нибудь из игроков). По сигналу: "Воробушки, полетели" – воробушки слетают с крыши, расправляют крылья (подняв руки в стороны), "летают" повсюду. Кот просыпается, громко говорит "мяу" и ловит воробушков, которые стараются спрятаться на крыше. Птичек, которых коту удалось поймать, он ведет в свой дом.
6. "Лови, бросай, упасть не давай".
Малыши встают в круг, в руках у одного из них мяч. Игрок с мячом говорит: "Лови, бросай, упасть не давай" – и бросает мяч стоящему рядом по кругу. Тот, кто уронит мяч, выбывает.
7. "Поймай комара".
Играющие встают в круг (расстояние вытянутых рук). Водящий находится в центре круга. Он держит прут (длиной 1 м). К концу прута привязан шнур, к которому прикреплен комар (из бумаги или материи). Водящий кружит комара немного повыше голов ребят. Когда комар летит над головой, играющие подпрыгивают, стараются поймать его руками. Малышу, который поймал комара, хлопают в ладоши в качестве поощрения.
8. "Гуси".
Это с детства известная всем подвижная игра. В одной части комнаты или площадки очерчивается дом гусей, а в другой – луг. Пастух (взрослый) с хворостинкой в руках отводит стадо на луг, а сам возвращается домой. Гуси тем временем пасутся. Через определенное время пастух начинает звать домашних птиц: "Гуси, гуси". Они отвечают: "Га, га, га". Пастух несколько раз может звать птиц, но, как только он скажет "Ну, летите домой!",– гуси, вытянув руки в стороны и размахивая ими, бегут через поле домой. Лучшим считается тот, который на зов прибежит домой первым.
Усложнение: появляется новый персонаж - волк, который ловит летящих домой гусей. Пойманных птиц волк отводит в свое логово, откуда гуси не имеют права уйти по собственному желанию, а только по окончании игровых действий. Благодаря подобным усложнениям в эти простые подвижные игры с удовольствием играют школьники.
9. "Что спрятано".
Играющие усаживаются за стол. На столе лежат 3–5 различных вещей. Играющие внимательно присматриваются к лежащим вещам и стараются их заполнить. Один ребенок, по желанию или по очереди, отходит от стола в сторону, тем временем что-то из вещей прячут. Водящий, подойдя к столу, должен угадать, что спрятано.
10. "Кто скорее".
Игроки ходят по пение руководителя или под барабан по комнате (площадке) гуськом, одни из них держат в руках красные, другие синие флажки. По сигналу "Стой!" игроки останавливаются. Ведущий произносит: "Раз, два, три, все сюда беги!" – поднимает красный флаг, или синий, или оба вместе, а игроки должны выстроиться гуськом каждый против флага своего цвета. Выигрывает тот, кто скорее всех прибежит к флагу. Вместо флажков можно использовать цветные ленточки.
11."Угадай, что в руке".
Игроки, сидя за столом или стоя в кругу и держат руки за спиной. Взрослый, обходя играющих, кладет каждому в руки небольшой предмет, например, кубик, шар, шишку и т. д. Получив предмет, ребенок называет его, а потом показывает. Если ребенок неправильно называет предмет, то все дети после показа хором произносят название этого предмета. Детям даются только знакомые предметы.
12. "Отыщи".
Разложить вещи на столе и покрыть платком. Дети по очереди подходят к столу, засовывают под платок руку и на ощупь находят предмет, названный кем-нибудь из детей. Малышу, который вытащил названный предмет правильно, хлопают в ладоши. Вариант: садимся в круг. Вещи лежат в мешочке. Взрослый подходит к каждому по очереди и предлагает, не глядя, вынуть названную вещь из мешка.
Подвижные игры развивают детей социально, эмоционально, физически и умственно. И это здорово! Проведите каникулы весело.
Комментарии
И рассказ про кошку и воробушка действительно очень эмоциональный и двигательный:-)
Спасибо за подборку игр :) эта тема всегда актуальна.