Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

1962 год.В НАСА взорвали направлявшуюся к Венере ракету, потому что в программе обнаружилась ошибка. Так пропуск одного знака стал роковой ошибкой. Сколько таких ошибок случается из-за невнимательности?

Внимание – интересное свойство психики: оно как бы есть и его как бы нет. Оно проявляется, только когда человек что-то делает умственно и физически. Оно организует деятельность, учение в том числе. О свойствах внимания здесь.

 Как связаны внимание и школьная успеваемость?

Успешность в освоении школьных предметов выражено связана с конкретными свойствами внимания.  Поэтому его развитием следует заниматься даже не в начальной  школе, а у дошколят. У младших школьников успеваемость напрямую зависит от внимательности.  Чем старше школьник, тем меньше это влияние  Особое влияние на успеваемость имеет распределение внимания. Как его определить, можно посмотреть здесь.

Психологом И. В. Дубровиной изучались математические способности школьников, и была выявлена значимая роль объёма внимания в их структуре. Закономерность такая: чем больше информации может воспринять ученик одномоментно, тем успешнее он обучается математике. В успешности обучения русскому языку на первый план выходит не просто распределение внимания, а его точность. Посмотрите, как пишет ученик словарные диктанты с комментированием. Такие диктанты хорошо развивают это свойство внимания.

Успешность ученикаОсобо внимание связано с успешностью овладения чтением. По наблюдениям отечественных психологов здесь большую роль играет его устойчивость. Психолог Эльконин утверждал, что на первых порах обучения чтению точность (как проявление устойчивости внимания) более важна, чем понимание прочитанного. Взрослым (учителю и родителям) важно выявить детей с установкой на скорость. И самим не провоцировать формирование такой установки. Быстро будет потом. Сперва – точно.

Простой анализ недостатков обучения уже позволяет предположить, что у ребёнка надо развивать, в каком направлении работать с вниманием. Тут надо только учесть, что все его свойства прилично развиты. Просто школьник не умеет ими управлять. А это уже проблема не внимания, а организованности и дисциплинированности.

Частенько, имея объективно слабые показатели объёма, распределения и устойчивости, ученик учится успешно в начальной школе (проблемы возникают позже). И наоборот, прекрасные данные не обеспечивают стабильно хорошей успеваемости.

Поэтому хорошая успеваемость = внимание + организованность. При этом внимание – ведущее. Школьнику со слабым его развитием и хорошей организованностью обязательно надо помогать, потому что много сил требуется на организацию и контроль рассеянного и слабого внимания. А силы эти могли бы пойти на развитие чего-то другого.

Взрослые должны понять, что внимание – не одно и то же с организованностью и трудолюбием. Нельзя последние безнаказанно эксплуатировать.

Взаимозаменяемость разных сторон внимания

Разные стороны внимания частично компенсируют и взаимозаменяют друг друга. Более сильные и развитые выступают вперёд и несут на себе основную исполнительскую функцию в учебном труде.

Пример 1.

Второклассник Юра имеет весьма умеренное развитие

  1. объёма внимания (сколько информации «охвачу» за раз),
  2. его распределения (умею ли делать одновременно хотя бы два дела).

А вот устойчивость – умение надолго сосредоточиться на деле – весьма высока. Она и выручает.

Пример 2

Одноклассница Юры Маша. У неё с вниманием всё в порядке: большой объём, хорошее распределение, устойчивость тоже неплоха. Но Маша всегда плохо организована. Выручает её только любознательность и интерес. Вот и получается: есть интерес – работаю, нет – всё мимо. А раз так, качественных знаний не предвидится.

Вывод. Можно иметь прекрасные показатели внимания, но не научиться ими пользоваться из-за неорганизованности и недисциплинированности.

Внимание и темп работы на уроке

Темп работы у каждого человека индивидуален. Индивидуальный темп работы – показатель во многом наследственный. В его основе лежит темперамент ребёнка. Но учитель учит не отдельного ученика, а класс. Поэтому каждому школьнику приходится приспосабливать свой рабочий темп к темпу работы класса. Особенно в этом плане страдают медлительные дети, если их рабочий темп ниже уровня, требуемого учителем. Таким ученикам режим работы в классе не оптимален. Идёт постоянное нарастание нагрузки в первую очередь на внимание.

Наряду с медлительными учениками в каждом классе всё больше учеников с высоким темпом работы, но большим количеством ошибок. Если у медлительных школьников преобладает установка на точность работы, то у этих школьников – установка на скорость, обнаруживая при проверке большое количество бессмысленных ошибок.

Тренировка внимания в определённых пределах способна стабилизировать индивидуальный рабочий темп. Из трёх указанных выше его свойств только объём биологически обусловлен. На распределение и устойчивость внимания можно влиять в достаточно широком диапазоне.

Каковы пути развития внимания? Читать дальше...  

Добавить комментарий