Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

вниманиеВ старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания. В них также полезно разобраться. Внимание имеет важные свойства: объем, устойчивость, концентрация, переключение, распределение. Каковы особенности каждого параметра внимания ребёнка? Как они влияют на его развитие? Тесты для их изучения.

Структура статьи:

  1. Внимание: объём
  2. Концентрация внимания
  3. Устойчивость внимания
  4. Распределение внимания
  5. Переключение внимания
  6. Рекомендации родителям

Тест на распределение внимания

  1. Подготовка к проведению теста.
  2. Инструкция для ребенка.
  3. Оценка.

 

Внимание: объём

Сколько объектов человек может воспринять с одинаковой ясностью, т.е. каков объем его внимания? Для взрослого человека 7 плюс/минус 2 . Это в среднем. Индивидуальные отклонения бывают и более значительными. Например, у профессионалов, работающих с большими группами людей, объем внимания достигает 18 единиц.

Определить его достаточно просто. Для 3 – 4-летнего возраста возьмите 8 мелких предметов или картинок. Положите их на белый лист бумаги на расстоянии 5 см друг от друга (чтобы были видны четко), накройте чем-нибудь. Расстояние необходимо соблюдать. Среди предметов не должно быть больше 2 незнакомых. Если вы берете картинки, то желательно, чтобы среди них не было похожих.

Тест на внимание

Инструкция для малыша. "Я покажу тебе картинки (предметы). Ты на них внимательно посмотри, а когда я закрою их снова, скажешь, что же там было. Пусть ребенок смотрит на эти предметы, пока вы в среднем темпе считаете до 3, и снова закройте их. Попросите назвать предметы.

В этом возрасте нормально, если ребенок назовет один-два предмета. К 6 годам их количество увеличивается до 3, а при тренировке и более. Меняются и предметные пристрастия. В 3 – 4 года это необычные, яркие предметы. К 6 годам ребенка начинают привлекать люди. Замечали, как девочки рисуют принцесс? В этом возрасте рисунки начинают отражать детали.

Концентрация внимания

Концентрация внимания показывает, насколько ребенок способен сопротивляться отвлекающим стимулам, случайным помехам. Сила сосредоточения у дошкольников чаще всего невелика, ее важно развивать.

Устойчивость внимания

 Устойчивость внимания - как долго ребенок может поддерживать сосредоточенность психики на предмете или выполняемой работе.

Устойчивость внимания можно оценить по длительности игры. Если у младших дошкольников одна и та же игра длится 30-40 минут, то у детей пяти–шести  лет длительность игры увеличивается до двух часов. Увеличивается устойчивость внимания при слушании сказок и рассказов, рассматривании картинок.

Распределение внимания

Распределение внимания проявляется в том, умеет ли ребенок делать несколько дел одновременно. Особенно важно внимание и это его качество в школе, потому что уже с первых дней учебы ученику на уроке приходится делать как минимум 2 дела: слушать учителя и работать в тетради.

Ребенок, у которого отсутствует или недостаточно развито распределение внимания всегда будет отставать. Если он слушает учителя, то не успевает работать в тетради. Работает в тетради – прослушал учителя. Утешает в такой ситуации то обстоятельство, что распределение внимания можно и нужно тренировать.

Переключение внимания

Переключение - это свойство внимания, которое показывает, насколько легко ребенок может переходить от одной деятельности к другой и продолжать работу также эффективно.

Бывает, что плохая переключаемость внимания проявляется у ребенка как рассеянность. Ей подвержены впечатлительные, глубоко увлеченные, творческие дети. Такой ребенок может надолго оказаться под впечатлением от фильма, сказки, интересного занятия. Яркие образы и сильные эмоции образуют в коре головного мозга стойкий очаг возбуждения. Он не может «погаснуть» сразу, поэтому ребенок не может переключить свое внимание на другое дело. Такую рассеянность надо отличать от рассеянности, например, при гиперактивности и помогать ребенку переключиться.

Тест на распределение внимания

Узнать более полно, что представляет собой внимание вашего чада, можно с помощью следующего теста. Тест предназначен для детей 5-8 лет. Если ребенку уже исполнилось 8 лет и старше (до 16 лет) бланк меняется.

Бланк для теста "Шифровка"

Подготовка к проведению теста. Приготовьте 2 простых карандаша (один для работы, второй на случай поломки), секундомер или часы с секундной стрелкой. Обязательно хорошо выучите инструкцию. Посадите ребенка удобно за стол. Положите перед ним бланк (рис.1 на половине листа А4).

Инструкция для ребенка. Показывая верхний ряд фигур (образец) сказать: "Я буду показывать тебе фигуры, а ты их называй. (Если ребенок затрудняется, назовите фигуру сами). Молодец. А в каждой фигуре есть еще детали: в звездочке – черточка, в кружке 2 вот такие (и так до конца ряда)".

Разобравшись с образцом, показать 1 ряд фигур: "И здесь такие же фигурки. Только пустые. Надо в них нарисовать так же (показываем на образец). Если забудешь, что где рисовать, смотри сюда (показываем на образец). Начинай!"

Первые 5 фигур – тренировочные (можно уточнить, если ребенок что-то делает неправильно). При переходе к шестой включить секундомер. Когда ребенок закончит первую строчку, быстро показать начало второго ряда: "Продолжай здесь". Если ребенок проставляет значки только в определенной фигурке или пропускает фигурки, надо сказать: "Делай все подряд".  К 33-й фигуре сказать: "Побыстрее". Время теста -120 сек.

Оценка: равна количеству правильно заполненных фигур за 120 сек.

Средние показатели

Возраст

15 - 20

5 лет 0 мес. - 5 лет 6 мес.

21 - 24

5 лет 7 мес. - 5 лет 11 мес.

25 – 27

6 лет 0 мес. - 6 лет 6 мес.

28 - 31

6 лет 7 мес. - 6 лет 11 мес.

32 - 33

7 лет 0 мес. - 7 лет 6 мес.

34 - 37

7 лет 7 мес. - 7 лет 11 мес.

Отсутствие навыка к длительной и стойкой сосредоточенности естественно для детей и обусловлено особенностями их нервной деятельности.

Рекомендации:

Родителям надо помнить, что рассеянность можно усилить неправильными действиями. Поэтому, чтобы эффективно развилось внимание ребёнка:

  1. соблюдайте режим – очень важен хороший отдых, особенно полноценный сон;
  2. не перегружайте ребёнка впечатлениями – длительное возбуждение приводит к такому же продолжительному торможению нервной системы;
  3. воспитывайте ответственность – учите доводить начатое дело до его логического завершения.

Сайт Нестандартные дети вам в помощь.

Комментарии   

Сергей
0 #6 Сергей 23.05.2011 08:48
Спасибо за статью. Тренирую внука.
Очень нравится.
Цитировать
Елена
0 #5 Елена 21.05.2011 12:47
Мои внуки еще слишком маленькие для теста, но когда подрастем, обязательно воспользуемся :)
Цитировать
Игорь
0 #4 Игорь 19.05.2011 19:01
Замечательная статья, у детей постоянные проблемы с вниманием, всё иду экспериментировать с ребёнком, интересно какой будет результат.
Цитировать
Людмила
0 #3 Людмила 19.05.2011 18:38
Концентрации внимании и нам , взрослым, следует поучиться. По себе знаю.
Цитировать
Ирина
0 #2 Ирина 19.05.2011 08:58
У моего ребёнка тоже существуют трудности с вниманием и этот тест я напечатаю и обязательно проработаю с ним. Спасибо!
Цитировать
Галина
0 #1 Галина 18.05.2011 22:36
Воспользуюсь Вашими рекомендациями и тестом сама, поскольку у меня с этими качествами в последнее время «швах» :)

Мне даже дочь однажды в шутку сказала:
— Мама, ты «старая однозадачная версия» (компьютерщики поймут).

Но известно, что в каждой шутке есть доля шутки… Буду стараться. Устроим конкурс с внуками — они любят соревноваться, особенно с «неумехой» бабушкой, почти всегда у неё выигрывают :)
Цитировать

Добавить комментарий


Галина Logo mama-pomogi.ru