В старшем дошкольном возрасте развиваются и свойства внимания. В них также полезно разобраться. Внимание имеет важные свойства: объем, устойчивость, концентрация, переключение, распределение. Каковы особенности каждого параметра внимания ребёнка?
Как они влияют на его развитие? Тесты для их изучения.
Структура статьи:
- Внимание: объём
- Концентрация внимания
- Устойчивость внимания
- Распределение внимания
- Переключение внимания
- Рекомендации родителям
Тест на распределение внимания
Внимание: объём
Сколько объектов человек может воспринять с одинаковой ясностью, т.е. каков объем его внимания? Для взрослого человека 7 плюс/минус 2 . Это в среднем. Индивидуальные отклонения бывают и более значительными. Например, у профессионалов, работающих с большими группами людей, объем внимания достигает 18 единиц.
Определить его достаточно просто. Для 3 – 4-летнего возраста возьмите 8 мелких предметов или картинок. Положите их на белый лист бумаги на расстоянии 5 см друг от друга (чтобы были видны четко), накройте чем-нибудь. Расстояние необходимо соблюдать. Среди предметов не должно быть больше 2 незнакомых. Если вы берете картинки, то желательно, чтобы среди них не было похожих.
Тест на внимание
Инструкция для малыша. "Я покажу тебе картинки (предметы). Ты на них внимательно посмотри, а когда я закрою их снова, скажешь, что же там было. Пусть ребенок смотрит на эти предметы, пока вы в среднем темпе считаете до 3, и снова закройте их. Попросите назвать предметы.
В этом возрасте нормально, если ребенок назовет один-два предмета. К 6 годам их количество увеличивается до 3, а при тренировке и более. Меняются и предметные пристрастия. В 3 – 4 года это необычные, яркие предметы. К 6 годам ребенка начинают привлекать люди. Замечали, как девочки рисуют принцесс? В этом возрасте рисунки начинают отражать детали.
Концентрация внимания
Концентрация внимания показывает, насколько ребенок способен сопротивляться отвлекающим стимулам, случайным помехам. Сила сосредоточения у дошкольников чаще всего невелика, ее важно развивать.
Устойчивость внимания
Устойчивость внимания - как долго ребенок может поддерживать сосредоточенность психики на предмете или выполняемой работе.
Устойчивость внимания можно оценить по длительности игры. Если у младших дошкольников одна и та же игра длится 30-40 минут, то у детей пяти–шести лет длительность игры увеличивается до двух часов. Увеличивается устойчивость внимания при слушании сказок и рассказов, рассматривании картинок.
Распределение внимания
Распределение внимания проявляется в том, умеет ли ребенок делать несколько дел одновременно. Особенно важно внимание и это его качество в школе, потому что уже с первых дней учебы ученику на уроке приходится делать как минимум 2 дела: слушать учителя и работать в тетради.
Ребенок, у которого отсутствует или недостаточно развито распределение внимания всегда будет отставать. Если он слушает учителя, то не успевает работать в тетради. Работает в тетради – прослушал учителя. Утешает в такой ситуации то обстоятельство, что распределение внимания можно и нужно тренировать.
Переключение внимания
Переключение - это свойство внимания, которое показывает, насколько легко ребенок может переходить от одной деятельности к другой и продолжать работу также эффективно.
Бывает, что плохая переключаемость внимания проявляется у ребенка как рассеянность. Ей подвержены впечатлительные, глубоко увлеченные, творческие дети. Такой ребенок может надолго оказаться под впечатлением от фильма, сказки, интересного занятия. Яркие образы и сильные эмоции образуют в коре головного мозга стойкий очаг возбуждения. Он не может «погаснуть» сразу, поэтому ребенок не может переключить свое внимание на другое дело. Такую рассеянность надо отличать от рассеянности, например, при гиперактивности и помогать ребенку переключиться.
Тест на распределение внимания
Узнать более полно, что представляет собой внимание вашего чада, можно с помощью следующего теста. Тест предназначен для детей 5-8 лет. Если ребенку уже исполнилось 8 лет и старше (до 16 лет) бланк меняется.
Подготовка к проведению теста. Приготовьте 2 простых карандаша (один для работы, второй на случай поломки), секундомер или часы с секундной стрелкой. Обязательно хорошо выучите инструкцию. Посадите ребенка удобно за стол. Положите перед ним бланк (рис.1 на половине листа А4).
Инструкция для ребенка. Показывая верхний ряд фигур (образец) сказать: "Я буду показывать тебе фигуры, а ты их называй. (Если ребенок затрудняется, назовите фигуру сами). Молодец. А в каждой фигуре есть еще детали: в звездочке – черточка, в кружке 2 вот такие (и так до конца ряда)".
Разобравшись с образцом, показать 1 ряд фигур: "И здесь такие же фигурки. Только пустые. Надо в них нарисовать так же (показываем на образец). Если забудешь, что где рисовать, смотри сюда (показываем на образец). Начинай!"
Первые 5 фигур – тренировочные (можно уточнить, если ребенок что-то делает неправильно). При переходе к шестой включить секундомер. Когда ребенок закончит первую строчку, быстро показать начало второго ряда: "Продолжай здесь". Если ребенок проставляет значки только в определенной фигурке или пропускает фигурки, надо сказать: "Делай все подряд". К 33-й фигуре сказать: "Побыстрее". Время теста -120 сек.
Оценка: равна количеству правильно заполненных фигур за 120 сек.
Средние показатели |
Возраст |
15 - 20 |
5 лет 0 мес. - 5 лет 6 мес. |
21 - 24 |
5 лет 7 мес. - 5 лет 11 мес. |
25 – 27 |
6 лет 0 мес. - 6 лет 6 мес. |
28 - 31 |
6 лет 7 мес. - 6 лет 11 мес. |
32 - 33 |
7 лет 0 мес. - 7 лет 6 мес. |
34 - 37 |
7 лет 7 мес. - 7 лет 11 мес. |
Отсутствие навыка к длительной и стойкой сосредоточенности естественно для детей и обусловлено особенностями их нервной деятельности.
Рекомендации:
Родителям надо помнить, что рассеянность можно усилить неправильными действиями. Поэтому, чтобы эффективно развилось внимание ребёнка:
- соблюдайте режим – очень важен хороший отдых, особенно полноценный сон;
- не перегружайте ребёнка впечатлениями – длительное возбуждение приводит к такому же продолжительному торможению нервной системы;
- воспитывайте ответственность – учите доводить начатое дело до его логического завершения.
Сайт Нестандартные дети вам в помощь.
Комментарии
Мне даже дочь однажды в шутку сказала:
— Мама, ты «старая однозадачная версия» (компьютерщики поймут).
Но известно, что в каждой шутке есть доля шутки… Буду стараться. Устроим конкурс с внуками — они любят соревноваться, особенно с «неумехой» бабушкой, почти всегда у неё выигрывают :)
Очень нравится.