Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  0 / 5

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Трудности у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) появляются в начальной школе.

Как же получается, что, будучи сохранными интеллектуально, гиперактивные ученики плохо учатся? У них существует ряд особенностей, дезорганизующих их умственную работу. О них полезно знать всем взрослым, взаимодействующим с гиперактивными ребятами, для эффективной, а главное, своевременной помощи.

Причины неуспеваемости

1. Цикличность умственной работоспособности

Первая и главная причина неуспеваемости гиперактивных учащихся заключается в характере их умственной работоспособности.  Она цикличная:

  1. Мозг гиперактивного ученика активно работает 5 -15 минут.
  2. Затем контроль над умственной активностью теряется, и какое-то время (3-7 минут) мозг "отдыхает", восстанавливает работоспособность до следующего рабочего цикла.
  3. Чем дольше работает ученик, тем короче становятся активные периоды, а время отдыха увеличивается.

Повторюсь: мозг отдыхает сам по себе. Ученик процесс не контролирует.

2. Хроническая энергетическая недостаточность

Как ни странно это прозвучит, дети СДВГ страдают хронической энергетической недостаточностью. Знающих их неуёмную вертлявость  это утверждение приводит в недоумение. Но это так.

Несоответствие между умственной и физической активностью нередко наблюдается при электроэнцефалографическом исследовании: ребенок сидит с открытыми глазами и выполняет задание врача, а его мозг в это время демонстрирует электрическую активность, характерную для сна.

Динамика работоспособности на уроке

Вырисовывается следующая картина  работоспособности гиперактивного учащегося на уроке.

  1. Несколько раз за урок  ученик отключается помимо своей воли.
  2. Во время "отдыха" мозга он может что-то делать, но эта деятельность не осознается и не запоминается.
  3. В это время ребенок не воспринимает то, что ему говорят, хотя кажется внимательно слушающим; может общаться, разговаривать, но не в состоянии припомнить содержания своих высказываний.
  4. Если он продолжает писать, то прочесть написанное невозможно, столько там ошибок.
  5. Материал урока воспринимается обрывками, кусками. Пытаясь построить в своем сознании целостную картину, ученик с СДВГ начинает эти куски комбинировать. Учителя про такое говорят: "Вообразить невозможно, как можно было так понять?"
  6. Чтобы быть в курсе происходящего, он вертится, заглядывает в чужие тетради, мешает, получая порицания от всех и плавно перемещаясь за последнюю парту.

Поскольку дефект мозга (минимальная мозговая дисфункция), обеспечивающий гиперактивность на мозговом уровне, никуда не делся, ученик не может обучаться в едином темпе со здоровыми сверстниками. Не укладываясь в темп работы класса, ребенок начинает торопиться, что только усугубляет ситуацию.

Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности

Коррекционную работу с детьми, имеющими синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, приходится начинать с ломки этого стереотипа. "Главное: не "быстро", а "правильно". Когда умеешь делать правильно, быстро получается само собой" - установка на ее первом этапе.

Очень важная причина затруднений в учебе – нарушение внимания. Сам по себе его дефицит у ученика СДВГ не восстановится. Нужна специальная работа.

Стоит обратить внимание на уровень развития мышления. Высокий уровень мышления обеспечивает более быструю ориентировку в ситуации и "схватывание" пропущенного материала.

Одна из причин неуспеваемости гиперактивных ребят (а может, вообще, первая) – ограниченность знаний взрослых людей о синдроме дефицита внимания. Знать надо, чтобы правильно организовать жизнь ребенка. Правильная организация, доброжелательная помощь помогут ему пережить трудные времена с наименьшими потерями.

Картину можно рисовать дальше. Но уже и так понятно, что ученик СДВГ все время в проигрыше. Это благоприятная почва для возникновения вторичных нарушений поведенческого характера, например, агрессивности.

Гиперактивные малыши не бывают агрессивными. Если жизнь все время заставляет их защищаться, то к подростковому возрасту это качество личности закрепляется. Дети попадают в группу "риска", и проблема из медико-педагогической потихоньку превращается в медико-социальную.

Комментарии   
Елена
0 #9 Елена 03.01.2017 16:35
Действительно, минут на 15-20 хватает и всё, что в классе, что у репетиторов. У меня терпения не хватает. Ругаю себя, но бывает не сдерживаюсь. Не быстро, а правильно -- в результате по всем контрольным 2. Не успевает.
Цитировать
Олег
0 #8 Олег 28.04.2013 18:48
У моих знакомых гиперактивный ребенок-первоклассник. Родители мучатся. Но она очень хорошо учится. А как дальше, хто его знает. Спасибо за статью.
Цитировать
Сергей
0 #7 Сергей 27.04.2011 04:54
И сколько же много оказывается мы не знаем.
Спасибо Вам.
Цитировать
Вера
0 #6 Вера 16.04.2011 17:26
Да уж,я так мучилась со старшим(и до сих пор мучаюсь),умный,очень умный,но двоечник!
Цитировать
Карина
0 #5 Карина 10.04.2011 18:58
Очень интересно. Я почерпнула для себя много нового интересного.Спасибо
Цитировать
Галина
0 #4 Галина 09.04.2011 16:54
Эти советы полезны для всех родителей.Внимание удержать очень сложно.А Доброжелательность нужна всем и маленьким и взрослым.Доброе слово и кошке приятно.
Цитировать
сергей
0 #3 сергей 06.04.2011 18:32
Очень интересная и познавательная статья, У меня еще детей нет и я думаю, данная статья поможет мне (и не только) в правильном воспитании ребенка. Не могу не согласится с автором, что каждому ребенку необходимо внимание! Любите своих детей, и будьте любимыми!
Цитировать
Наталия Боброва
0 #2 Наталия Боброва 04.04.2011 20:15
А я то думаю, почему это у нас всё так быстро делается, но кое-как. Теперь всё встало на свои места.
“Главное: не “быстро”, а “правильно”. Когда умеешь делать правильно, быстро получается само собой” . Вот те слова, которые мне были необходимы. Надеюсь, что сын поймёт со временем, что лучше сделать один раз правильно, чем пять раз, спустя рукова. Мы же каждое дело переделываем до победного конца, иногда даже с перерывами приходится работать, так как порой у кого-нибудь начинают сдавать нервы. А в этом деле главное спокойствие.
Цитировать
Галина
0 #1 Галина 29.03.2011 23:16
Прочитав эту замечательную и актуальную в нынешние времена статью, я подумала: сколько же мы, родители, ещё не знаем! Мы хотим, чтобы наши дети учились хорошо, и при этом выполняли задания (особенно домашние) быстро и качественно. Сетуем и наказываем детей, если не получаем желаемого. А выходит, что только усугубляем положение, не помогаем ребёнку, а «загоняем в угол» его…
А как распознать, действительно ли страдает ребёнок синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, или просто ему лень учиться?
«Правильная организация, доброжелательная помощь помогут ему пережить трудные времена с наименьшими потерями…» Правильно ли я поняла, что со временем всё исправится? Можно ли этот недуг предупредить?
Цитировать
Добавить комментарий