Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рис. 1. Опорная схема "Работа с предложением". Начальная школа, 1 классПри неблагоприятных условиях обучения ученики с ММД (минимальная мозговая дисфункция) могут потерять тот уровень интеллектуального развития, с которым пришли в школу. Этого допустить никак нельзя.

На что можно опереться в развитии гиперактивных детей  и детей других типов ММД? Все ругают их за так называемую лень, за то, что у них постоянно что-то не получается. Найдем, в чем дети с ММД могут быть успешны.

 Направления коррекции

  1. С речью можно успешно поработать.
  2. Мышление у них изначально практически не страдает в отличие от внимания и памяти, поэтому именно его надо развивать. А внимание и память будут за мышлением подтягиваться.
  3. Психологи рекомендуют развивать у детей с ММД визуальное (зрительное) мышление - учить детей работе с разного рода схемами, различными рисунками, чертежами, таблицами, ментальными картами.

Случай из практики

Как это помогает детям, я убедилась на собственном опыте. Как-то ко мне в коррекционную группу пришли дети с ММД, которые плохо читали и затруднялись пересказать текст. Читая рассказ в полстраницы, некоторые в конце забывали содержание начала. Никакие приемы положения не улучшали.

Однажды мы читали рассказ Л. Толстого о кошке, в смертельной битве защитившей своих котят от орла. Я спросила: "Ребята, а сколько картинок здесь надо нарисовать, чтобы получился коротенький мультфильм?" Мои ученики на глазах преобразились. Каждый предлагал свой вариант. Мы разбили текст в соответствии с содержанием предполагаемых картинок. Каждый получил свою часть и нарисовал рисунок (в точном соответствии с текстом). Рисунки расположили на доске по порядку (что за чем было), каждому дали название, которое тоже записали на доске. Так получился иллюстрированный план рассказа. Дети практически дословно воспроизвели рассказ. С тех пор мы рисовали все.

Дети с ММД и система обучения С. Н. Лысенковой

Для учеников с мозговой дисфункцией рисунки и схемы, ментальные карты можно успешно применять на уроках. В 80-е годы прошлого века была популярна педагогическая система учителя начальных классов Софьи Николаевны Лысенковой. Система была разработана в противовес начавшемуся разделению учеников по успеваемости. У Софьи Николаевны неуспевающих не было.

Для обучения детей с мозговой дисфункцией в этой системе важны и опережающее обучение, и комментированное управление, и опорные схемы.

Поскольку дети с ММД время от времени выпадают из учебного процесса, полезно заранее знакомить их с новой темой. Так они быстрее включаются в работу класса. Лысенкова весь педагогический процесс строила на опережении, многократно в разной форме включая элементы будущих тем среди изучаемого материала.

Лысенкова С. Н. активно использовала образы и символы в обучении. В педагогике с ее легкой руки стали широко применяться опорные схемы. Объясняя материал темы, учитель рисовал выводы в форме чертежа или рисунка. Пример такой схемы на рис. 1. Опорная схема помещалась на планшете на стене или на карточке перед учеником. Ученики Софьи Николаевны  не зубрили правил. Они выучивали их в процессе многократного применения опорных схем.

Опорные схемы у учащихся с мозговой дисфункцией работают как своеобразные "костыли". Они позволяют снять нагрузку с оперативной (обеспечивающей деятельность в настоящий момент) памяти. Именно это их качество полезно для детей с мозговой дисфункцией. Имея карточки с опорными схемами, ученик может всегда найти нужную и использовать как подсказку.

Обучает ли кто детей по этой системе, или она благополучно ушла в историю? Опорные схемы доступны в интернете. Современные дети с ММД могли бы получить большую пользу, применяя их.

Разработка расширений Joomla

Комментарии  

0 # Галина 02.11.2011 21:31
Как полезно применят схемы и рисунке на уроках с детьми с ММД ,Здорово у Вас получается и детям очень интересно заниматься.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 02.11.2011 21:51
Спасибо. Сейчас я начинаю обучать подобной работе, начиная с детского сада.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Inna 02.11.2011 21:36
Я сама все раскладываю на алгоритмы с детства, мне так легче запоминалось. Всегда придумывала себе какие-то ассоциации, если труднозапоминаемый был материал. Зубрить терпеть не могу.
Печально , что в израильских школах, самым эффективным методом для обучения таких детей (ММД) является -ритолин. Считают. если ребенок гипперактивный, то его надоб успокоить, заглушить в нем эту самую активность, больная моя тема, у меня сын такой попрыгуша. Воюю с учителями 8(
Ему нравиться учиться дома со мной, школу байкотирует 8(
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # давид 07.11.2012 10:41
я учитель физкультуры.на площадке проверяю у детей способность ориентироваться но схеме.и лучшие в 1 и 2 ом классе имено такие дети. сейчас я отобрал из 1 ого класса таких детей и знимаюсь с ними отдельно.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # tominvv 02.11.2011 21:39
Ну вот опять нестандартные дети! Даже комментировать трудно. Всегда переживаю и не по себе становится.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 02.11.2011 21:46
А представьте себе каково этим детям? Как-то нужно им помогать?
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Елена 02.11.2011 23:45
Это очень интересный способ познания через схемы-картинки. Мне посчастливилось в 1987 -1988г. изучать в школе таким способом обществоведение в 10 классе. Это настолько оказалось интересно, помню весь класс был в восторге, все с удовольствием посещали предмет. За урок мы проходили по 3 параграфа, плюс к этому успевали каждый схематично ответить задание прошлого урока и получить оценку. Это просто уникальный способ.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Екатерина 03.11.2011 15:01
Да, схемы мы используем на уроке, но не так часто. Интересные рекомендации.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Людмила Вялкова 04.11.2011 16:21
Очень понравилась Ваша статья. Детям с ММД, конечно, надо помочь усвоить материал, чтобы было и интересно, и успешно. Тогда и учитель и дети решат свои задачи.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Galina 04.11.2011 18:57
Спасибо, Олеся, за теплые слова о нестандартных детях. Но нестандартным может оказаться и одаренный ребенок. Очень часто эти умные дети вырастают "корявыми" личностями. Однако нашим проблемным деткам труднее всего. Но иногда просто удивительно, чего любовью и терпением можно с ними достичь. Желаю Вам успехов в нелегком материнском труде.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
+1 # Анна Анисимова 06.11.2011 19:38
Очень интересный сайт, спасибо вам огромное что вы предоставляете такую возможность дать нам почитать и прислушаться к этому, еще раз спасибо, выбрана актуальная тема!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # milona66 12.11.2011 21:43
Спасибо, Вам за помощь и детям и родителям! Желаю Вашему сайту успехов!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Наталья 11.08.2012 00:15
По жизни столкнулась с такой ситуацией, когда учитель начальных классов, чтобы обезопасить себя от претензий родителей, на диспансеризации школьников настоял на диагнозе ММД для проблемных учеников. К сожалению, это выглядело так, что "это дети плохие, их ничему научить нельзя". Поэтому, безусловно, тема затронутая в статье - очень важная.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # давид 24.09.2012 11:21
я провожу с учениками 1 и 2 классов упражнение на ориентирование на спортплощадке по чертежу с картинками.выявилось что среди лучших - нестандартные дети.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Оксана 16.04.2013 15:28
Прошу подсказать, как правильно обучать ребенка решению задач.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий