Итак, детские страхи у ребёнка тем или иным образом появились. В каждой категории оказание помощи ребёнку будет разное. С разными страхами надо работать по-разному.
Родители сами многое могут сделать. От чего зависит, испугается ребёнок или нет? Ведь мы можем на что-то не обратить внимания, а можем долго переживать.
Откуда берутся детские страхи?
1. Первое: очень многое зависит от возраста. Если мы говорим о страхе громкого звука (стуке, крике, лае …), то это страх нормальный до 3 лет. Особенно до года. Если он укоренился, значит, этот детский страх не был проработан где-то на начальном этапе. Если ребёнок более старшего возраста пугается громких звуков, значит у него, как говорят психологи, не сформировано базовое доверие к миру, был слабый эмоциональный контакт с матерью
2. Второе: был ли взрослый рядом. Когда ребёнок испугался впервые, мамы не было рядом, и она не смогла его успокоить голосом, рукой, не прижала его к себе, обеспечивая тактильный контакт. Если этого не произошло, страх может «застрять», зафиксироваться.
Содержание детских страхов
Теперь разберемся в содержании детского страха. Ситуации травмирующие: ребёнок увидел, как кого-то укусила собака, или кто-то упал неудачно и т. д. Когда мы говорим, что ребёнок испугался собаки, на самом деле ещё неизвестно, чего он испугался больше: самой ли собаки, или укуса, боли, крови, или того, что он не смог оказать помощи пострадавшему в данный момент. Это все ситуативно.
Работать надо непосредственно с конкретной ситуацией. Психологи так и делают. Родители тоже могут внести посильный вклад, даже если просто поговорят с ребёнком. Очень хорошо, когда есть доверительные отношения в семье, когда он может кому-то о случившемся рассказать, не носить это в себе.
Действия родителей
А. Что делать, если родители не присутствуют при травматической ситуации, и не всегда ребёнок прибежит и сразу обо всем расскажет. Что должно насторожить? Какие изменения в поведении? Что бывает?
- Ребёнок становится тревожным.
- Очень часто это отражается на его сне. Появляется или бессонница, или ребёнка мучают кошмары. Кошмары - это показатель того, что с ребёнком что-то происходило, напугало его.
- Какие-то страхи начинают повторяться, находят проявления в социальной жизни у ребёнка: он становится замкнутым, боится устанавливать контакты.
Как только вы увидели нарушения общения, замкнутость, стоит с ним поговорить.
Б. Если родители узнали о травмирующей ситуации, чем можно помочь?
- Прежде всего, поговорить. Здесь доверительная обстановка в первую очередь.
- Если ребёнок не идет на контакт, с ним можно порисовать, включить его воображение.
- Часто хорошо помогают игры. Особенно психотерапевтические. Если вы знаете, какая была ситуация, надо придумать подобную игру, чтобы у ребёнка была возможность отреагировать страх, прожить его в более спокойной ситуации. Если он боялся, что не оказал кому-то помощи, то пусть в игре её окажет – сможет позвать кого-то из взрослых. Если это страх боли, то надо показать, что боль проходит. Кровь остановим, перевязав ногу бинтом. Собаку можно отогнать или вообще не стоит провоцировать собак. То есть, зная, что испугало ребенка, дайте ему отреагировать это в игре.
Надо помнить следующее
- Когда дело касается психотравматических ситуаций, лучше помогает игра.
- В ситуации воображаемых детских страхов лучше использовать рисование, лепку, фантазирование.
Что делать, если у ребёнка возникают парадоксальные страхи паука, таракана, жуков. Казалось бы безобидные страхи. Но это так.Чаще они связаны с фиксацией на возрастных детских страхах. Явление характерно для детей 3-5 лет. В этом возрасте хорошо работает воображение. Дети оживляют предметы и начинают их бояться. Страхи наслаиваются друг на друга. И тогда ребёнок не может войти в комнату, потому что там паутина. «Она закроет лицо, попадет в нос, рот. Я задохнусь и умру». Такая цепочка рассуждений.
Какое бы происхождение детские страхи не имели, для ребёнка они реальны. Надо быть внимательным к своим детям, чтобы вовремя помочь их отреагировать и научиться преодолевать.
Беспокойство, тревога, страх такие же эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, печаль, восхищение, Утверждать, что одни из них хорошие, а другие плохие будет неправильно.
Даже страх может сыграть свою положительную роль в развитии ребёнка. Страх идет рука об руку с риском. А он в свою очередь побуждает смелость, энергию, творческую инициативу. Именно в этом, по существу, и заключается полезность страха.
Но некоторые детские страхи могут укорениться и проявиться во взрослом возрасте. Надо научить ребёнка преодолевать свои страхи. Как? Об этом дальше.
Комментарии