Сколь много сказано о пользе многофункциональных бельевых прищепок (бельевых зажимов) в коррекции и развитии малышей! Чаще всего используются деревянные либо пластмассовые прищепки, имеющие разный цвет, размер и форму, со слабыми или тугими пружинами (в зависимости от коррекционных задач).
Практики используют их в разнообразных упражнениях и играх:
- «Наполни картинку» (например, солнышку прикрепи лучики);
- «Рыбалка»;
- «Вешаем бельё»;
- прищепки-театр;
- конструирование из прищепок;
- сортирование их по цвету, форме;
- приклеивание к ним различного дидактического материала по математике, окружающему миру и многое другое.
Подобные упражнения развивают мускулатуру пальцев рук, мелкую моторику и решают различные другие коррекционные задачи.
Я не могу оставить без внимания этот замечательный материал, применяю его на занятиях по обучению грамоте в коррекционных группах. Чтобы данный вид работы для ребёнка не оказался скучным и однообразным, предлагаю ему поиграть с прищепками и звуковыми кругами.
Пример звукового круга представлен ниже.
Возможно, звуковые круги найдутся в интернете. Но я создаю их самостоятельно под решение конкретных логопедических задач.
Я делаю их с помощью бесплатной программы – графического редактора Paint.NET. С подробной инструкцией, как это делается, можно ознакомиться в следующей статье.
Материалы для игр с прищепками
Для игр нам потребуются следующие варианты прищепок:
- В методике обучения грамоте красные символы обозначают гласные звуки. И я для игры с гласными выбрала красные прищепки и наклеила кружки с гласными буквами.
- Зеленые прищепки обозначают мягкие звуки, а синие – твердые.
- Прищепки разного цвета, с наклеенными символами звуков.
Эти бельевые зажимы применяются для отработки навыков звукового анализа. Если ваш ребёнок знает буквы, вместо символов приклеиваем буквы. Но я на первом этапе обучения предпочитаю применять символы. О них я расскажу в следующих статьях.
Дети среднего и старшего возраста должны научиться слышать, выделять и не путать звуки. Мы много работаем с гласными звуками, и уже в старшей группе воспитанники знают соответствующие им буквы. Поэтому также пользуюсь гласными буквами. Если ребёнок знает согласные буквы, и мы научили его их различать, то в ход идут прищепки с согласными буквами.
Если воспитанник букв не знает, используем символы. Пример ниже.
Насос свистит «С-С-С», змея шипит «Ш-Ш-Ш». Положение стрелки «вверх-вниз» показывает положение языка во рту при произнесении того или иного звука. Такие символы приклеиваются на бельевые зажимы.
Игры с прищепками на развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
Звуковой круг 1
Цель: учить различать гласные звуки.
Оборудование: красные прищепки с наклеенными на них буквами.
Ход игры: Воспитаннику предлагается рассмотреть прищепки. Обсуждаем с ним, какие буквы напечатаны на них (например, [А-У]). Выясняем, почему они именно на красных, а не каких-либо других прищепках (красным цветом обозначаем гласные звуки).
Затем ребёнок называет картинку, нарисованную на круге. Определяет какой первый звук, спрятался в слове.
Например, на картинке нарисован «ананас». Ребёнок голосом выделяет первый звук, называет его [А] и прикрепляет красную прищепку с буквой «А» и т.д.
Важно при выборе предметных картинок подбирать слова с нужным звуком, который стоит в начале слова и ударный (утка, осы).
Звуковой круг 2
Цель: учить различать гласные звуки.
Оборудование: красные прищепки с наклеенными на них буквами.
Ход игры: Рассматриваем зажимы. Обсуждаем с воспитанником, какие буквы напечатаны на них (например, [А, О, У, Ы, И]). Выясняем, почему они именно на красных, а не каких-либо других прищепках (красным цветом обозначаем гласные звуки).
Затем, обращаем внимание на середину круга, где нарисован прямоугольник, а в серединке прямоугольника красная точка. Это значит, нам нужно найти звук, который спрятался в середине слова. Можно вместе с ребенком пропеть ударный звук и выделить его (сОООООм, звук [О]).
Далее ребёнок называет картинку, нарисованную на круге. Определяет, какой гласный звук, спрятавшийся в слове.
Например: На картинке нарисован «кот», ребенок голосом выделяет первый звук, называет его [О] и прикрепляет красную прищепку с буквой «О» и т.д.
Важно при выборе предметных картинок подбирать слова, состоящие из одного слога (дом, кот, шар).
Можно усложнить игру: предлагаем ребёнку прикреплять прищепку не ведущей рукой.
Звуковой круг 3
Цель: учить различать звуки по мягкости и твердости на примере звуков [Т-ТЬ]
Оборудование: синие и зелёные прищепки.
Ход игры: Обсудим, какие звуки обозначаем синим цветом (твердые), а какие зеленым (мягкие).
Затем дошкольник называет картинку, нарисованную на круге. Проговаривает слово и определяет, какой из звуков[Т-ТЬ] прячется в слове.
Например, на картинке нарисован «танк». Воспитанник голосом выделяет соответствующий звук и прикрепляет синюю прищепку, объясняет свой выбор. «Телефон» - зеленая прищепка и т.д.
Снова можно усложнить игру: предлагаем малышу прикреплять прищепку не ведущей рукой.
Звуковой круг 4
Цель: учить дифференцировать (различать) и правильно произносить звуки [Т] - [Д].
Оборудование: прищепки синего цвета с приклеенными к ним напечатанными буквами, круг с картинками, в названии которых звуки [Д], [Т] находятся в различной позиции.
Ход игры: Педагог предлагает воспитаннику прикрепить синие прищепки с буквами к изображениям предметов, в названии которых слышится звук [Т], или [Д]. Ребенок четко называет изображённые на картинках предметы и ставит соответствующую прищепку.
Звуковой круг 5
Цели: учить дифференцировать (различать) и правильно произносить звуки [С] - [Ш] в словах.
Оборудование: прищепки с символами звуков [С-Ш]; круг с изображениями предметов, содержащих в названии [С-Ш].
Ход игры: Воспитанник прикрепляет бельевые зажимы с символами звуков к изображенным картинкам, в названии которых слышится [С] или [Ш]. Он четко называет изображенные на картинках предметы и ставит соответствующую прищепку.
Благодаря таким играм ребёнок совместно со взрослым с удовольствием и с пользой проводит время. Получает много эмоций и умений. А педагог, в свою очередь, решает свои коррекционные задачи.
Автор: Резчикова Анна Николаевна - учитель-логопед первой категории