Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Вопрос родителям будущих первоклассников. Вы уверены, что у вашего почти школьника фонематический слух в порядке?

Одна мамочка рассказала мне историю двадцатилетней давности про этот самый фонематический слух. Пусть вас возраст истории не смущает, потому что сейчас проблема актуальна во много раз больше.

История про ФФН

Итак… Её второклассник, умненький по математике, писал безграмотно. Ошибки на письме естественно отравляли мальчику жизнь. Учительница не могла сказать откуда они берутся и как от них избавиться. Она посоветовала обратиться к школьному логопеду.

Логопед – специалист редкий по тем временам, один на три школы. Чем он там занимается? Вдруг скажет, что с головой непорядок. Мамочка пошла с большой опаской. Оказалось, что у школьника нарушен фонематический слух. Логопед пригласила на занятия.

Но у него же нормальный слух. Лор проверил. И все звуки произносит чисто. Оказалось не всё так просто.

Фонематический слух – это что

Способность человека анализировать звуки родной речи – это и есть фонематический слух. В норме к пяти годам он развит в достаточной мере. При наличии проблем со здоровьем во внутриутробном периоде и/или младенчестве его формирование может задержаться.

При этом обычный слух хороший и «все буквы», как обычно говорят родители, ребёнок воспроизводит правильно. Так что не только родители, но даже поверхностно осмотревший ребёнка логопед (что часто бывает) нарушения не видят. «Выползает» проблема фонематического слуха только в школе в форме безграмотного письма. Это сравнительно лёгкий вариант.

Для современных школьников характерно сочетание нарушения (недоразвития) фонематического слуха и звукопроизношения. Ребёнок заменяет звуки: ШАПКА – САПХА, ЧАШКА –ТЯСКА.

Как это происходит в детском мозге? Звуковой сигнал попадает в слуховую кору (зона Вернике). Там он (в норме) бывает распознан и преобразован в нейронный код. Тот в свою очередь попадает далее в речедвигательный центр (зона Брока), а из него на органы артикуляции.

Воспринятый неправильно в самом начале цепочки и переданный по ней дальше звуковой сигнал в речи проявится как неправильное произношение слова или неправильное его написание под диктовку.

Ошибки на письме

  1. Замена букв фонетически близких звуков, например, парных согласных: ВЕРПЛЮД
  2. Пропуск букв и слогов (в том числе ударных гласных) СВУШКА вместо СОВУШКА
  3. Перестановки СВЁ вместо ВСЁ
  4. Недописывание слов: ИДЁ вместо ИДЁТ, СИНИ вместо СИНИЙ. Часто в тетрадках видим слова с недописанной буквой Й.

Если вы видите это в тетрадках, знайте – нарушен звуковой анализ и синтез. Сам собой дефект не исправится. Учитель тоже не поможет при всём нашем к нему уважении. Обращайтесь к логопеду и побыстрее.

2-3 занятия в неделю с логопедом в течение 3-12 месяцев устранят ФФНР. Срок определяется тяжестью дефекта и добросовестностью и систематичностью работы. Будет ученик без пропусков посещать уроки логопеда, проблема решится раньше.

Какие упражнения в помощь родителям?

Если ученик смешивает парные согласные, работаем строго так: УСЛЫШАЛ – ПРОИЗНЁС – ОТЛИЧИЛ – ЗАПИСАЛ.  При этом активно жестикулируем, двигаемся, включаем тактильные ощущения.

Упражнение Почувствуем разницу.

Формируем понимание разницы звонких (произносимых голосом) и глухих (без голоса) звуков. Обычно ладошка на гортани, чтобы почувствовать: звонкий звук – гортань вибрирует, нет – глухой.

Упражнение плюс/минус

Понадобятся 2 картонные карточки. Нарисуем на одной «+» - звонкий, на другой «-» - глухой. Произносим слова, начинающиеся на согласный звук. Ученику надо повторить слово, определить звонкий/глухой и поднять соответствующую карточку

Звуковой анализ с фишками

Упражнение из детского сада, где начинается подготовка к обучению грамоте. Каждое слово выкладывается цветными квадратиками: красные – гласные, синие – твердые согласные, зелёные – мягкие. Обратите внимание на ударение. Для ударного гласного заготовьте большие красные квадраты. Ещё понадобятся фишки с жёлтым колокольчиком. Колокольчик проставляется над звонким звуком.

Разбор с фишками ограничивается первым классом. Но для школьников с фонематическим недоразвитием этого недостаточно. Видимо у них образное восприятие преобладает. Ничего страшного, если вы будете разбирать слова с помощью фишек, когда ваш ребёнок будет учиться и во втором, и в третьем классе. Сколько нужно, столько и применяйте их. Разумеется параллельно с записью транскрипцией. Это хорошая помощь ученикам с ФФНР.

Бухгалтер

Эта игра со странным названием сложна для многих школьников. Она выполняется в уме и требует концентрации внимания, на что многие современные дети не способны.

Но если вы будете играть в неё ежедневно, то результат будет впечатляющим.

Сперва выполняйте задание на листе бумаги. Научите детей прописывать слова в столбик. Возьмите 2 слова из трёх букв. Задайте определить, скажем, третью букву в одном и другом слове. Проведите эту игру на наглядном уровне раза три.

Когда ребёнок усвоит задачу, переходите на умственный план. Задавайте слово, а он в уме пишет его в столбик. Вопросы: какая буква первая, вторая…

Если удерживать образ слова в уме получается легко, переходите к двум словам, записанным в уме столбиком. Получится 2 столбика. Вы спрашиваете определённую по порядку букву, а он называет её в каждом слове.

Слов может быть 2-4, букв в них 3-7.

Звуковая и буквенная структура слова многими школьниками не удерживается в памяти достаточно долго. Это упражнение беде поможет.

Арабское письмо

Применяется при перестановках и недописывании. Взрослый диктует слова, а ребёнку надо записать их наоборот, начиная не с левой стороны, как мы обычно пишем, а с правой. Например: СТОЛ – ЛОТС, ШАРФ – ФРАШ. Сперва берём короткие слова. Усложнение: от слов к предложениям. Например: Пришла весна – Ансев алширп.

Учителя началки имеют много подобных упражнений в арсенале. Но детям с фонематическим недоразвитием времени на уроке недостаточно. Им надо много раз повторять такие упражнения. Родители окажут своему ребёнку очень хорошую помощь просто часто выполняя эти задания.

Добавить комментарий