Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

 Мы много говорим, что природная грамотность приходит к детям через любовь к чтению. Как же привить эту любовь – первый шаг к природной грамотности.

Логично объяснять, что она приходит через методики, соответствующие запросам детей в конкретном возрасте.

Методика Зайцева - игровой метод обучения чтению

Существует не единственный метод обучения детей чтению. Методика Н. А. Зайцева отличается от других тем, что это первая в отечественном образовании игровая методика обучения чтению. Кубики – это детские игрушки. И в то же время методика обучения чтению Зайцева основана на теснейшей связи с грамматикой русского языка.

Уникальность её состоит в сохранении здоровья, активности, азарта, самостоятельности ребёнка. Пособие предлагается детям в игровой форме, чтобы они вовлеклись в замечательный учебный процесс. На собственном опыте нам стало понятно, что успех работы методики (особенно с маленькими ребятишками) зависит от того, насколько интересной будет игра. Первое правило: игра должна соответствовать возрасту ребёнка.

С какого возраста применять?

С какого возраста детям можно предлагать кубики Зайцева? Существуют разные мнения на этот счёт. Разброс большой: от полутора лет и выше. То есть методика подходит для раннего развития детей.

Наше мнение: надо предлагать, когда дети начинают такими методиками интересоваться. Если кубики у вас дома есть, и вы проставляете их на видном месте, ребёнок начинает самостоятельно их изучать, Вот с этого момента его можно привлекать к играм с пособием.

Пособие применяется не только специалистами, но и родителями. Разумеется, с методикой Зайцева надо сперва хорошо разобраться самому взрослому.

Методика осваивается в несколько этапов

Первый этап – подготовительный

Знакомство с пособием

Кубиков в наборе 64, причём 7 из них повторяются, чтобы выложить ПАПА МАМА БАБА и подобные им. Мамочка говорит и показывает, а ребёнок запоминает: у нас есть

  1. золотые кубики – они жёлтого цвета с гласными;
  2. большие кубики и маленькие кубики. Большие кубики с твёрдыми складами МУ-МА-МО-МЫ-МЭ-М, маленькие – кубики с мягкими складами ТЮ-ТЁ-ТЯ-ТЕ-ТЭ-Т. Обратите внимание на артикуляцию – как складываются губы при произношении мягких и твёрдых звуков.
  3. деревянные (коричневые, внутри – деревянные палочки) и железные (серые, внутри – металлические крышки). Первые звучат приглушённо, вторые звонко. Если ребёнок интересуется, что же там и пытается расковырять кубик, то в наборе есть открытые кубики. Детям показывают содержимое, дают потрогать, удовлетворяя их любопытство. Совсем малышу мы про это не говорим, он только играет и поёт, то есть «вижу, слышу и произношу».
  4. остальные кубики – знаки препинания.

Кроме кубиков в комплекте есть большие настенные таблицы. На них развёртки кубиков. Работаем одновременно и с кубиком, и с таблицей: пропеваем развёртку на табличке, затем ищем аналогичный кубик и наоборот.

Пропевание складов

Автор методики считает, что на первых порах склады полезнее пропевать. Пропевать кубики надо изначально правильно. Сперва пропевает мама, а потом малыш. Как пропевать?

  1. Кубик пропевается по определённой матрице (она есть на таблице, входящей в комплект).
  2. Кубик надо держать правильно. Мамочка (или педагог) держит его около уголка своего рта. Ребёнок сидит перед вами и должен видеть то, что пропевает, слышать и видеть губы взрослого, его артикуляцию.
  3. Поём правильно в последовательности ТУ-ТО-ТА-ТЭ-ТЫ-Т.
  4. Петь надо не быстро и не медленно. Здесь задействована ещё дыхательная функция, поэтому вначале важен средний темп. В дальнейшем малыш сам подберёт подходящий ему темп.

Это первый этап обучения чтению. Он очень важен. Его итог.

  1. Ребёнок запомнил, где какой кубик: большой-маленький, железный-деревянный и т. д.
  2. Ребёнок 3-4 раза пропел все склады. Важно проследить, чтобы были пропеты все кубики 3-4 раза. Чтобы не получилось: один 3 раза, а другой ни одного. Обязательно все кубики пропеваются. Неважно сколько вы тратите на это времени.

Второй этап – чтение

Переходим ко второму этапу – непосредственно к чтению. По опыту работы с дошкольниками и детьми ЗПР лучше начинать с простейших словечек МАМА ПАПА БАБА КО-КО. Не курочка или курица, а КО-КО. Не корова, МУ-МУ (и другие звукоподражания).

Тут нам помогут разные игры с кубиками. Чем они интереснее и разнообразнее, тем полезнее. Пример занятия на видео. Длительность занятия регулируется по состоянию малыша. Если зевает, устал, прекращайте.

Пособие рекомендуется держать в доступе, чтобы малыш при желании смог поиграть с ним самостоятельно. Полезно применять кубики не только на занятии, но и в быту.

Пример

  1. Мама напишет, что она приготовит на ужин, а малыш прочитает. Или наоборот, ребёнок напишет кубиками, что он хочет на ужин.
  2. Напиши, какая погода, а мама напишет (а малыш прочитает), что наденем на прогулку.

И тому подобные игры.

По мере формирования навыка переходят к работе со словами и предложениями, а затем текстами. Но дети любят работу с кубиками, и мы часто к ним возвращаемся. Особой популярностью пользуется игры с превращениями слов.

Пример

Напиши кубиками слово КОНФЕТА, преврати конфету в конфетку, а её в конфеточку, конфетоньку.

Или цепочка РЕКА-РЕЧКА-РЕЧЕНЬКА-РЕЧУШКА-РЕЧОНКА-РЕЧИЩА и т. п.

Что касается отмечаемых многими школьных сложностей ребят, обученных чтению по методике Зайцева, заметим – сложности могут возникать при любой системе обучения чтению. Мы не сталкивались с подобными моментами, может быть потому, что читающие дети в первом классе (а часто уже в подготовительной группе) легко усваивают тонкости звукобуквенного анализа даже если им до этого момента не владели.

Добавить комментарий