Школьное обучение связано с перестройкой детской психики – кризисом семи лет.
Кризис 7 лет это изменение отношения к себе и своему месту в социуме на рубеже дошкольного и школьного возраста. Наступает не обязательно ровно в 7 лет, может раньше (лет с пяти) или позже.
Родители определяют изменения в поведении чад кратко: вредный становится, совсем испортился.
Кризис семи лет проявляется во всех сферах жизни. Конечно, он не сравнится с бурным периодом становления самостоятельности в 3 года. И уж тем более не похож на период радикального стремления к независимости и самовыражению у подростков.
Кризис не проходит незаметно для любого родителя. Как такое не заметить?
Признаки кризиса семи лет
Что делает ребёнок в крайних случаях:
- Гримасничает. Он не просто выражает свои эмоции, а стремиться сделать их авторскими – актерствует, кривляется. Ребёнок осознает, что эмоция для окружающих выглядит именно так, как он её покажет.
- Препирается по любому поводу. Ребёнок не просто возражает, он пытается доказать, что авторитетное мнение взрослых – это не всегда закон. Даже элементарная просьба умыться подвергается критике.
- Игнорирует. Дитя перестает вас «слышать». Приходится повторять просьбы по 50 раз, и после некоторой задержки дело всё же будет сделано. К тому времени, нервы на пределе, настроение у всех испорчено.
- Упрямится. Маленький человек предпочитает сам решать любые вопросы и отвечать за свои действия, не хочет действовать по приказу. Отвергает помощь и подсказки взрослых.
- Врет. Обманывает, стараясь избавить себя от неприятных действий и обязанностей. Считает, что это нормально. Будет до последнего тянуть время, а когда везде уже опоздает, с радостью сообщит вам, что так получилось.
- Стремится нарушать правила, либо идет всем наперекор ради тех же правил. Это можно сравнить с пакостничеством. Ваш сын или дочь пытаются узреть все варианты действия – как быть правильным или как быть неправильным.
Не часто кризис семи лет проявляется так круто. Однако некоторым родителям достаётся по полной программе.
Но чаще это более мягкие формы изменений.
- Стал непослушный, упрямый, настаивает на собственной позиции.
- Хочет быть взрослее (я не маленький).
- Обижается на критику.
- Копирует взрослых, подражает их манерам.
Что происходит?
Давайте разберемся, что же происходит с нашими детьми.
Ребёнок пошёл в школу, появилась новая ответственность в ранее беззаботной жизни. В дошкольном возрасте любой человек оценивает себя на высшую отметку, любуется собой, видит себя лучше всех.
В возрасте 6-7 лет благодаря изменения в психике он начинает сравнивать себя с окружающими сверстниками и задает себе вопрос: «Так ли я уникален?» Одноклассники часто очень сильно различаются
- по возрасту (рождённые в начале и в конце года),
- по степени развития (в первом классе некоторые могут читать 100 слов в минуту, а кто-то только 10) и т. д.
Приходит время многому учиться, к тому же необходимо освоить непростую науку – умение оценить самого себя, свои способности, а также свое место в социуме. В этот период дитя тянется к старшим, ему нужен авторитет. Им может стать старший школьник или учитель.
В это время родителям важно помочь маленькому человеку в первую очередь не потерять собственную самооценку. Период самолюбования остался позади – в детском саду. На смену ему приходит неуверенность: «Все ли я делаю правильно?»
Как же вести себя родителям?
- Необходимо пересмотреть свою тактику воспитания. Если в семье преобладает жесткий контроль и бесконечные проверки, следует ослабить ситуацию, иначе вы рискуете получить в лице вашего же чада маленького монстра, который всё сильнее будет стремиться отстоять свою территорию любыми средствами.
- Ваш малыш стремится быть взрослым, хочет брать на себя ответственность. Вот и дайте ему такую возможность (в допустимых пределах, разумеется). Ребенок может несколько раз сходить в школу неподготовленным – ведь это он сам собирает (или не собирает) школьный рюкзак. Так он научится видеть последствия своих действий.
- Наступает период обособленности. Теперь вы не можете сказать о себе и о своем чаде «мы», теперь есть «вы» и есть «он» - отдельный от вас.
Каковы результаты кризиса семи лет
- Если будущий школьник проходит критический возраст благополучно, его отношение к себе меняется в сторону осознания своего «Я», чего ранее не наблюдалось.
- Ребёнок становится способным совмещать несколько позиций, видеть себя и свои поступки со стороны
- Это крайне важное умение для успешного формирования предпосылок учебной деятельности: способности контролировать и оценивать свои действия.
- Он уже не обижается на конструктивные замечания и способен принять взрослого, как учителя. Хорошо, если оценка и контроль развиваются до школы. Такой первоклассник, образно говоря, на голову выше учеников, которым ещё только предстоит пережить перестройку.
- Важное приобретение – самостоятельность (новый уровень), которое стоит поддерживать и поощрять. В Монтессори-обучении есть замечательный лозунг: помоги мне сделать это самому. Старайтесь не делать за ребёнка то, что он стремится сделать сам.
- Произвольность – малыш научается руководить своим неподвластным ранее вниманием, сосредотачивать его значительное время на чём-то. Созревают также система координации «глаз-рука». Именно из-за этого пункта психологи не советуют отдавать в школу дошкольников 6,5 лет. Шести- и семилетки в школе – это небо и земля. Начало учёбы шестилеток бывает драматичным, потому что по психологическому складу многие такие ученики остаются дошкольниками, вынужденными приспосабливаться к школьным требованиям.
Не нужно пугаться кризиса семи лет. Он не первый и не последний. Это естественные и необходимые этапы становления личности. Отнеситесь к этому с пониманием. Постарайтесь проявить терпение, и тогда ваши отношения останутся теплыми на долгое время.