Чтение по ролям – хороший метод обучения. Если заставлять малыша просто читать определённое количество страниц, можно вызвать стойкое неприятие к чтению.
Содержание
Поэтому педагоги применяют разные приёмы. В том числе чтение по ролям.
Чтение по ролям. Польза
Чем хорош метод?
- Малыш читает не один, ему не скучно. Партнёром может быть взрослый или старший ребёнок. Интереснее, когда партнёр папа или мама.
- Читая по ролям, он научается следить за текстом. Всегда просите малыша следить пальчиком. Причём пальчик должен находиться там, где в настоящее время партнёр читает. В школе ребёнку будет легче следить за чтением товарищей. У него будет навык слушать других.
- Развивается скорость зрительного восприятия (важна и для письма) буквы, слова, а в дальнейшем и предложения.
- Если нужно, разбейте слова на слоги подчёркивая, как здесь. Вариант с подчёркиванием дугами дети воспринимают лучше.
Самые подходящие тексты для чтения по ролям – это народные и авторские сказки. Поначалу берите короткие.
Примеры коротких текстов для чтения по ролям
Глупая лиса
Действующие лица: автор, лиса, уши, ноги, глаза, хвост.
Автор. Жила-поживала лисичка-сестричка. Любила лисонька кур, уток да гусей. Часто кумушка на птичий двор заглядывала. Один раз схватила она курицу, а тут собаки бегут, лают. Бросила лиса добычу. Сама еле ноги унесла. Спряталась в норе и стала спрашивать.
Лиса. Глазки мои, что вы делали?
Глаза. Мы по сторонам смотрели. Куда лисоньке лучше бежать.
Лиса. Ушки-ушки, вы что делали?
Ушки. Мы слушали, далеко ли собаки.
Лиса. Ножки мои, что вы делали?
Ноги. Мы изо всех сил бежали. Лисоньку спасали.
Лиса. Хвост, а ты что делал?
Хвост. А я под ногами путался. Бежать мешал.
Лиса. Ах ты, негодный хвост! Сейчас я тебя накажу! Пусть тебя собаки потреплют.
Автор. Высунула глупая лиса хвост из норы. Собаки схватили хвост. А за ним и всю лису из норы вытащили.
Вредная коза
Действующие лица: коза, автор, старик, старуха.
Автор. Жили-поживали старик и старуха. Бедно жили. Было у них пять куриц и коза. Вредная эта коза была, непослушная.
Как-то подоила старуха козу. Позвала старика и говорит:
Старуха. Весна пришла. Трава молодая выросла на лугу. Выгони козу на луг. Пусть травки свежей поест.
Старик. Ладно. Пойдём, коза.
Автор. А вредная коза отвечает:
Коза. Не хочу идти. Ноги устали. Неси меня, дед.
Старик. Ты толстая, а я старый. Я тебя поднять не смогу.
Коза. Тогда на тачке вези. А то молока не дам.
Автор. Делать нечего. Погрузил старик козу на тачку и повёз на луг.
Старик. Ешь, коза, траву. Только к лесу близко не подходи.
Коза. Не указывай мне. Я сама знаю, где пастись.
Автор. Не послушала коза старика. Показалось ей, что у леса за ручейком трава зеленее. Перешла она ручей по мостику. И прямо к лесу направилась. А в лесу бродил голодный волк. Почуял он запах козы и говорит:
Волк. Вот мне обед хороший будет.
Автор. Подкрался волк к козе совсем близко. Как выпрыгнет из-за дерева! Коза увидела волка и бросилась со всех ног наутёк. Подбежала по мостику. А мостик обломился. Упала коза в воду и кричит:
Коза. Дед, дед, спаси меня. Если волк не съест, в ручье утону.
Автор. Прибежал дед, прогнал волка.
Старик. Как мне тебя, коза, вытащить?
Коза. Скорей дед, думай! Тону!
Автор. Снял старик пояс с рубахи, накинул козе на рога и вытащил её из воды.
Старик. Садись, коза, на тачку. Домой поедем.
Коза. Нет, дед, ты старый. Тебе тяжело меня везти. Я сама побегу.
Автор. С тех пор коза никогда не вредничала. Жили коза и старики дружно.
Как Сашу торопливость подвела
Действующие лица: Саша, мама, автор
Автор. Саше задали нарисовать синицу. Саша взял карандаши, альбом, уселся за стол и рассудил так.
Саша. Синица – птица, есть голова туловище хвостик, клювик, две ноги. Ничего особенного. Лёгкое задание.
Автор. Саша быстро нарисовал птичку, раскрасил её синим карандашом. Мама была на кухне.
Саша. Мама, я уже справился. Вот, посмотри.
Автор. Мама посмотрела и спросила:
Мама. А почему птичка синяя?
Автор. Саша удивился:
Саша. Как почему? Раз синица, значит синяя.
Мама. Нет. Синица – потому что весело поёт весной «синь-синь-черрере»
Автор. Пришлось Саше рисовать птичку снова. Но теперь он не торопился. Сначала посмотрел в книге, как синица выглядит, а потом раскрасил рисунок.
Родничок
Действующие лица: автор, родник, пчёлка, синичка, зайчик, Маша, комар.
Автор. Утром в поле родился родничок. Только солнышко поднялось, а пчёлка уже летит на работу – нектар с цветов собирать. Видит, родничок…
Пчёлка. Родничок, родничок, ты откуда взялся?
Родник. Буль-буль… Я не знаю. Я ещё маленький.
Пчёлка. Родничок, родничок, дай водички попить.
Родник. Буль-буль… Пей досыта.
Пчёлка. Спасибо тебе.
Автор. Напилась пчёлка. А родничок стал глубже, прозрачнее.
Зайчик. Дай и мне водицы попить. Очень вкусно! Спасибо тебе пребольшое.
Автор. Ещё шире стал родничок. Знай, булькает. Идёт мимо Маша с ведёрком за ягодами. Солнышко пригревает. Захотела Маша пить. Увидела родничок.
Маша. Ой, родничок. Дай водички попить.
Родник. Буль-буль… Пей, пожалуйста. Мне не жалко.
Маша. Какая свежая водичка! Спасибо.
Автор. Ещё шибче забулькал родничок. Ещё чище стала вода в нём. Вдруг летит болотный комар. Не спрашивая ничего, напился воды. «Спасибо» не сказал и сидит на листке. Долго так сидел, потом спрашивает:
Комар. Ты откуда взялся?
Родник. Буль-буль… Пили из меня водичку пчёлка, птичка-синичка, зайчик – серенькие ушки, Маша с ведёрком, дедушка с котомкой. У них и спрашивай. А я ещё маленький.
Комар. Экой ты, родник, всех подряд водой поишь. Береги для себя воду.
Автор. Дело к вечеру. Солнышко начало садиться. Прилетела пчёлка.
Пчёлка. Можно водички попить?
Родник. Буль… На всех не напасёшься.
Автор. Улетела пчёлка к другому водоёму. Летит синичка.
Синичка. Можно холодненькой водицы попить?
Родник. Буль… На всех не напасёшься.
Автор. Пробежал зайчик – серые ушки. Прошла Маша с ягодами. Прошёл дедушка. Никому родничок не дал воды попить. А солнышко всё ниже. Трава полевая всё выше. Затянула водицу зелёная ряска, появился мокрый мох.
Родник. Буль…
Автор. Не стало в поле родничка, одно топкое место – раздолье для комаров. Вот к чему жадность приводит.
Миша и его друзья
По стихотворению В. Степанова
Действующие лица: автор, лисички, заиньки, крот, белка, бобр, ёж, медведь
Автор. По завалам, по оврагам шёл Медведь хозяйским шагом.
Медведь. Отвечайте, звери, мне - вы готовы ли к зиме?
Лисицы. Мы связали рукавицы. Рукавицы новые, мягкие, пуховые.
Автор. Отвечали Заиньки.
Заиньки. А у нас есть валенки. Что нам вьюга да метель?! Хочешь, Мишенька, примерь.
Автор. Смотрит Белка из дупла.
Белка. Я орешков припасла. Высоко моё дупло. В нём и сухо, и тепло.
Автор. И ответил Мише крот.
Крот. Я под землёй устроил ход. Там с красавицей-женой будем пить мы чай зимой.
Автор. Крикнул Бобр Медведю с речки.
Бобр. Я дрова колю для печки. Дай мне, Миша, только срок - из трубы пойдёт дымок.
Автор. Вылез ёжик из листвы.
Ёжик. Про меня забыли вы. Здесь, в кустах, моя избушка. А в избе грибов кадушка.
Автор. Обошёл Медведь весь лес и в берлогу спать залез. Лапу в пасть засунул он и увидел сладкий сон.
Русская народная сказка
Действующие лица: ручей, заяц, кабан, медведь, крот, автор
Автор. Бежит весенний ручей к реке, звенит, радуется. Вдруг на его дороге большой камень встал. Ручей бился, бился о него, толкал, толкал — и не сдвинул. Прибежал напиться воды заяц. Ручей просит:
Ручей. Заяц, заяц, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Заяц толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Прибежал напиться воды кабан. Ручей просит:
Ручей. Кабан, кабан, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Кабан толкал, толкал камень, не сдвинул и убежал. Пришёл напиться воды медведь. Ручей просит:
Ручей. Медведь, медведь, сдвинь камень! Я не могу дальше бежать!
Автор. Медведь толкал, толкал камень, не сдвинул и ушёл. Из норы вылезает крот и говорит:
Крот. Ручей! Дай мне воды напиться, я сдвину камень.
Автор. А ручей ему:
Ручей. Куда уж тебе, маленькому да слепому, камень сдвинуть! Его заяц, кабан и медведь толкали, толкали и — не сдвинули!
Автор. Напился крот воды. И давай под камнем норы да ходы рыть. Всю землю под камнем прорыл-пропахал. Камень зашевелился и — провалился под землю.
Обрадовался ручей, зазвенел, зажурчал и дальше к реке побежал.
Чтение по ролям – весёлое занятие. После прочтения текст можно превратить в театрализованную постановку с изготовлением костюмов, декораций. Читайте вместе с детьми. от этого только польза.
Комментарии