Аутизм у детей в нашей стране диагностируется всё чаще.
Но представления о таких ребятишках в быту, и у специалистов (например, в образовании) остаются дремучими. Аутизм чаще всего отождествляют с шизофренией.
К тому есть основания: он не так давно признан в мире самостоятельным заболеванием. Лечение, да и сама судьба ребёнка зависит от правильности поставленного диагноза. Аутизм и шизофрения – это разные диагнозы. Различий между ними достаточно. Понимание различий позволяет более эффективно лечить и учить детей с аутизмом.
Определение заболеваний
Аутизм – заболевание, проявляющееся в нарушении социальных контактов, общения, наличием стереотипных (повторяющихся) монотонных действий (эхолалия) и ограничением интересов.
Шизофрения – заболевание, связанное с расстройствами мышления и восприятия, сопровождающимися бредом и галлюцинациями. Галлюцинации чаще всего слуховые. Человек «слышит» и/или «видит» нечто, недоступное окружающим. Он может разговаривать с этим «нечто». Бред – реальность в мозгу человека искажается. Например, может казаться, что за ним следят, хотят убить. Иногда шизофрению называют «раздвоением личности»
Подтверждение разницы можно найти в международных классификациях психических расстройств и заболеваний:
МКБ-10 (Международная классификация болезней, принята ВОЗ в 1992 г.)
DSM-5 (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders, или Справочник по диагностике и статистике психических расстройств, обновлён Американской психологической ассоциацией в 2013 г).
В чём разница между заболеваниями
Речь и взаимодействие с социумом
Отличия кардинальные (особенно с возрастом). Аутичные детки почти не говорят. Многие начинают говорить к семи годам. Затруднено взаимодействие с социумом (взрослыми и детьми). У ребят с шизофренией подобных проблем нет. Коммуникации по возрасту, хотя построение речевого высказывания часто не логичное.
Время манифестации (проявления)
Аутизм у деток проявляется с самого рождения. Его признаки можно заметить с полугода. Шизофрения манифестирует позже. Может проявиться даже у подростков и позже.
Галлюцинации, бредовые состояния, раздвоение личности, усугубляющиеся с возрастом, наблюдаются только у больных шизофренией. Человек с аутизмом тоже периодически уходит в себя, но перечисленные особенности ему не присущи. Он всегда один и в своём мире, и когда возвращается к нам.
Интеллектуальное развитие
Дети с шизофренией могут иметь развитие по возрасту, обучаться в обычной школе. Как правило, они полноценные участники общества. Детки с аутизмом, наоборот, в какой-то момент перестают развиваться под действием болезни или стресса. Они теряют приобретённые навыки. По существу, с момента проявления заболевания их развитие начинается сначала в замедленном темпе.
Протекание болезни
РАС протекает стабильно. Изменений клинической картины нет. Шизофрения характеризуется чередованием состояний: периоды адекватности и здоровья (ремиссии) сменяются бредом и галлюцинациями (рецидивы).
Шизофрения лечится только медикаментозными средствами. Успешность лечения зависит от степени тяжести заболевания.
В лечении аутизма кроме лекарственных препаратов распространено применение
- поведенческих методов,
- сенсорных игр,
- альтернативных методов: иппотерапии, дельфинотерапии, арт-терапии, лечения звуком (метод Томатиса).
Бытует мнение, что аутизм излечивается безглютеновой диетой. Наверно она помогает при наличии у ребёнка проблем с кишечником, например, целиакии. Другим пользы не будет. Дети с аутизмом часто очень избирательны в еде. Сажать ребёнка на безглютеновую диету, без оснований ограничивая и его без того скудный рацион, - значит наносить удар по качеству жизни.
Правильная постановка диагноза определяет эффективность не только лечения, но и методы обучения и социальной адаптации. Кроме того многим родителям детишек с аутизмом важен сам факт, что это не шизофрения. Возможно, это связано со стигматизацией не только больных, но и самой отрасли медицины - психиатрии: дескать, эти больные опасны для окружающих. Но, как говорит санкт-петербургский психиатр профессор Макаров, среди преступников очень мало психически больных. Есть больше оснований бояться здоровых. Поэтому обществу надо научиться относиться к особым детям и взрослым по-человечески, потому что их жизнь и так не "сахар"