Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 Родители детей с аутизмом весьма болезненно воспринимают непохожесть своего чада на других, стараясь сгладить её всеми доступными им средствами.

В ход идут

  1. Познавательная и учебная деятельность (на первом плане)
  2. Общение
  3. Социально-бытовые навыки.

Мама в учебном процессе

К сожалению, взрослые не всегда усматривают связь между ними, посвящая львиную долю времени учебным предметам. Большая часть учеников с аутизмом обучаются индивидуально. Поскольку они медлительны и не укладываются в отведённое школой время, то частенько учитель и заинтересованные мамы делят предметы. Мама берёт тот, что легче или выполняет разовые задания педагога.

Например

  1. Учительница Маши не успевала почитать с нею за отведённое время. Маша читала дома с мамой.
  2. Ученик четвёртого класса школы VIII Андрей значительно затруднялся в письме и чтении. С математикой гораздо проще. Мама подключилась к ней.

Бытовые навыки и обучение

Чем помогут бытовые навыки в обучении? Мотивацией. Как это? Это значит, ученик будет понимать, зачем ему учиться считать, писать и прочее.

Одной мамочке был дан совет (дочке 11 лет): часть домашних дел делать вместе. Только хорошо продумывать, что сделает ребёнок. Начали с покупок.

Поход в магазин

Обычно девочка бегала по торговому залу, хватала конфеты…

Решено посещение магазина готовить специально в следующей последовательности.

  1. Решаем, что надо купить и сразу составляем список (пишет дочка)
  2. Приходим в магазин, берём тележку или корзину
  3. Ищем местонахождение продуктов по списку.
  4. Вычёркиваем найденный продукт.
  5. Направляемся к кассе для оплаты.

Если продукт не найден, выясняем, а есть ли он в наличии. У кого выясняем? В торговом зале есть консультанты.

Как обратиться к консультанту? У взрослого должна быть короткая формулировка. Собираясь в магазин, её надо выучить. Учтите, что дети с аутизмом в момент общения с продавцом смутятся и растеряются.

У подростков с менее тяжёлыми нарушениями уже на этом этапе есть положительный результат. Вот как описывает его одна мамочка:

- Я хочу рассказать вам о наших первых успехах. Поход в магазин со списком с первого раза дал положительный результат. Раньше она хватала с полок всё подряд. А когда пошли со списком, еще и написанным ею, я поразилась, абсолютно правильное адекватное поведение в магазине!

У аутичных ребят не всё так быстро. Следует отработать выбор продуктов не один раз в разных магазинах, чтобы ситуация стала для ребёнка привычной, и только потом переходить к следующему этапу – оплате покупки. Поможет чтение маленьких рассказов о магазинах.

Сколько задач решено, и какие учебные навыки отработаны в совершенно не учебных ситуациях? Чтение. Надо прочитать названия продуктов. Не всегда можно увидеть их внешний вид. Например, что-то в непрозрачной упаковке. Обратите внимание на этот момент.

И так с каждым бытовым действием: всё разбираем «по полочкам». Маленьким ученикам, не умеющим читать, нарисуем всю последовательность действий.

На занятиях с Алёнкой у нас были карточки. Мы их раскладывали, выясняли, что сделано, а что нет. Карточки должны быть всегда в доступе. Мне пришлось наблюдать, как девочка после занятий играла, повторяя всё занятие в подробностях, подражая маме. Поэтому пособия для такого дела жалеть не надо.

Учебные знания у многих ребят формируются быстрее через умение решать бытовые задачи.

Общение и обучение

Специалисты отмечают, что дети с аутизмом, посещающие ДОУ значительно легче адаптируются в жизни. Дети учат друг друга гораздо быстрее. Например, мы долго и безуспешно учили Алёнку (5 лет) говорить «спасибо». Глядя на повторяющуюся каждый день процедуру, её сверстница Маша подошла к ней и спросила:

- Ты почему не говоришь «спасибо»? Говори «спасибо»!

В ответ Алёнка произнесла «матибо» и наклонила голову.

Братья и сёстры

Хорошо, когда в семье у аутистов есть старшие братья и сёстры.

Пример.

Саша (9 лет) посещал полный день Центр развития для особых детей. Вечером мать подолгу ждала, пока он оденется, всячески помогала ему.

Картина кардинально менялась, если за Сашей приходила старшая сестра десятиклассница Лена. Мальчику хватало десяти минут для облачения в зимнюю одежду. Однажды он попытался с Леной вести себя как с мамой. Лена молча взяла его за шиворот и толкнула в сторону шкафчика с одеждой.

Воспитатель сделала ей замечание: всё-таки Саша – особый ребёнок… На что получила ответ:

- Он что такой отсталый, что даже одеться сам не в состоянии?

Разница в отношении к ребёнку с аутизмом родителей и старших сибсов существенна. Родители испытывают по отношению к ним чувство вины. Дети это чувствуют и часто пользуются, манипулируя родителями. С братьями и сёстрами номер не проходит. Те понимают, что младший – нестандартный, но считают, что на уровне быта это не имеет значения. Младший вполне в состоянии освоить бытовые навыки. Поэтому потачки со стороны других детей аутистам обычно не бывает. Надо следить только, чтобы не было проявлений агрессии, пресекать её.

Кстати, среди детей с аутизмом тоже есть агрессивные, обижающие более слабых. Контролировать ситуацию тут надо обязательно.

Таким образом, чем более компетентны будут дети с аутизмом в быту, тем проще им учиться и общаться с окружающими. 

Добавить комментарий