Каждый человек в чем-то талантлив. Как помочь ребенку осознать свой талант, найти призвание? На каждом возрастном этапе есть свои индикаторы, которые заинтересованным родителям надо фиксировать. Динамика пристрастий и творческих проявлений покажет устойчивость и длительность выбора.
Творческие индикаторы и возраст
Творческие возможности детей проявляются с 2 – 5 лет.
В этом возрасте личность активно формируется и уже проявляет себя. В каких-то играх и занятиях что-то привлекает ребенка, и он готов заниматься часами. Непреодолимая, непроизвольная тяга к, например, конструированию, рисованию, музыке, чтению, счету - первичное проявление способностей. Так начинают проявляться у ребенка первые точки творческого роста. Дело родителей, педагогов наблюдать и поддерживать такие проявления детей.
Творческие возможности школьников
В более старшем дошкольном и школьном возрасте появляется вопрос "почему?". Он тоже поможет найти призвание. Иногда дети начинают задавать его с 3 лет. Любознательность, особый интерес к чему-либо тоже точки проявления творческого роста. В подростковом возрасте свой индикатор творческих способностей. Это темы учебного курса, вызывающие вопросы и стремление докопаться до истины, понять, создать самому.
Найти призвание: память
Следующий ориентир – наша память. Возможности ее огромны. Но в обучении мы, к сожалению, вынуждены заучивать массу ненужных и неосмысленных вещей. А что-то запоминается сразу и надолго. Память, которая характеризует специальный талант, избирательна и эффективна. Это еще одна точка отсчета, помогающая найти призвание. Наблюдайте, что лучше всего запоминает ребенок.
Найти призвание: что даётся легко
Еще одно проявление способностей – что ребенок любит, что дается ему легко. Особенно это касается школьников. "А если у него одни тройки?" - спросите вы. Не надо обращать внимание на школьные оценки. Главное, что ребенок чувствует себя комфортно на уроках. А оценки – дело наживное. В моей практике был мальчик, которого считали очень средним по всем предметам. Мама мальчика обратилась к психологу, потому что его предлагали перевести в класс компенсирующего обучения. А ребенку нравился иностранный язык. Родители стали всячески поощрять этот интерес и помогать в изучении языка. За иностранным стали подтягиваться и другие предметы. Так удалось найти призвание. Теперь он профессиональный переводчик с университетским образованием.
То, к чему нет интереса, что сверхтрудно, не следует выбирать. Сколько людей выбирают не призвание, а будущие большие доходы, а потом страдают. Но человека в любой деятельности ценят, прежде всего, как профессионала.
И неважно рабочее это дело, занятие умственным трудом, торговля или что-то еще. Важно, чтобы было в радость. Именно для этого надо помочь ребенку найти призвание. Наблюдайте ребенка, и вовремя оказывайте поддержку. Сайт Нестандартные дети вам в помощь.
Комментарии
Чтобы найти свое призвание в любом возрасте, если родители не уделяли должного внимания этому вопросу,
надо просто вспомнить, что вам удавалось и радовало больше всего в детстве.
Нужно больше доверять ощущениям ребёнка. В детстве познакомить его с как можно бОльшим количеством различных видов деятельности, водить его в разные кружки и секции. Но не насильно конечно же!
Лучше всего получается то, что сделано с любовью! Нам надо научиться позволять детям любить то, что им нравится, даже если нам поначалу это кажется смешным или нелепым.
Давайте чаще вспоминать своё детство.
Дополню, что учиться ребёнок может не хотеть из за учителя. Ну не заметил тянущуюся руку среди 35 детей, ну поругал несколько раз за кривой почерк. И всё!!! Ребёнок замкнулся. От учителя зависит всё. Интерес появляется, когда человек похвалил. А призвание ли это ? Не известно.
Очень тяжело определить то, что будет нравиться в работе каждый день. Вот и маемся до конца жизни.
Но я думаю, это единственный путь к счастью - найти свое призвание, а потом и работу, которая позволит работать с душой.