Левша… Особые способности? Бывает. Что означает леворукость? Если ребенок стойко и упорно действует левой рукой – это не всегда означает, что он левша.
Чтобы разобраться, надо разделить понятия
- левшество,
- леворукость.
Отличия леворукого ребёнка и левши
Общего у них только то, что человек предпочитает действовать левой рукой. А дальше начинаются отличия.
Отечественный нейропсихолог Анна Семенович утверждает: у левшей тип мозговой организации психических процессов особый. Действие левой рукой для них естественно, как и для правшей – правой. Это врожденное. Настоящих левшей не более 10-15%.
Левшество - часто генетически обусловлено, передается по наследству. Иногда может возникануть спонтанно, без генетической предрасположенности. У левшей интересная мозговая организация - у них гораздо лучше, чем у правшей, развито мозолистое тело, отвечающее за межполушарные взаимодействия, речевые зоны - симметричны, тогда как у правшей преимущественно локализованы в левом полушарии.
Благодаря этому левши быстрее обрабатывают информацию, что помогает им легче адаптироваться в праворуком мире и даже быть одаренными в некоторых областях
Леворукость – приобретенное. Может развиться как компенсация. Левая рука становится ведущей из-за того, что слаба правая. Причины этого явления бывают разными. Возникает чаще всего в результате родовой травмы и поражения левого полушария головного мозга.
Чаще всего это выраженная асимметричность в развитии мозга на первом году жизни. Асимметричность проявляется в виде одностороннего гипо- или гипертонуса (усиления или ослабления работы мышц тела с одной стороны). После принятых мер (массажа и др.) проблема может не проявляться до начала обучения.
Компенсаторная леворукость плоха тем, что правая рука плохо развивается, со временем слабеет и становится все менее ловкой. А ведь с нею напрямую связано левое полушарие мозга, которое тоже начинает отставать в развитии. Поэтому задержка речевого развития, задержка психического развития - частые диагнозы-спутники таких детей.
Вывод: внешние проявления левшества и леворукости одинаковые, а причины разные.
Переучивать или нет?
Этот материальный мир приспособлен для праворуких, левша часто чувствует себя здесь не комфортно. Поэтому считалось, что переучивать на праворукость надо обязательно. У некоторых народов изобретались достаточно жесткие методы вроде привязывания левой руки к телу или стулу. Методы суровые, но в результате человек работал обеими руками примерно одинаково.
В настоящее время есть немало сторонников оберукости. Да и сами левши не прочь продемонстрировать замечательное свойство действовать обеими руками..
Последнее время родители и специалисты стали придерживаться другой точки зрения: не переучивать. Ни та, ни другая позиции не являются однозначно правильными.
Левшество и леворукость на практике
Известный нейропсихолог Антонина Цыганок приводит 2 примера из своей многолетней практики. В каждом случае коррекционная программа зависела от выявления по-настоящему ведущей руки.
I случай.
Мальчик 12 лет. Неуклюжий, неловкий, заторможенный, плохо учился. Замкнут, родители жалуются на невротические проявления. Выяснилось, что мальчик с детства пытался оперировать левой рукой. И с детства же малыша достаточно жестко переучивали, то есть не давали развиваться в соответствии с заданной природой программой.
Врач-невропатолог подтвердил истинное левшество. Понадобилось 2 года, чтобы помочь ребенку справиться с трудностями не только в деятельности, но и в поведении (нормализация поведения).
II случай.
Леворукий мальчик 11 лет. Вялый, медлительный, быстро устает, плохо запоминает стихи, делает много ошибок в речи. С детства стремится действовать левой рукой. Невропатолог подтверждает компенсаторную леворукость: слабость и неловкость правой руки и т. д. В этом случае была разработана программа постепенного перехода на двуручную деятельность, активизации праворукости. Мальчик успешно учится.
Леворукие дети нуждаются в обязательной нейропсихологической помощи, иначе их мозг работает буквально на износ.
Про оберукость
А ещё есть
- амбидекстры
- и амбисинистры.
Это примерно то же самое, только про две руки. У амбидекстра - обе правые, обе действуют одинаково отлично. У амбисинистра - обе левые.
Таких детей в школе встречают все больше и больше, они уверенно пополняют ряды дисграфиков, писать им трудно, разобраться в пространственной ориентации на листе бумаги, не разобравшись в собственном теле - ещё труднее.
И самое грустное - до школы на компенсаторных левшей и амбисинистров никто особенно внимания и не обращает - ну левша, переучивать же нельзя. Он рисует то правой рукой, то левой - ну круто же, двумя владеет! А по рисунку видно - не владеет ни одной.
В норме ведущая рука определяется самое позднее в 5 лет. Если по достижении этого возраста ребёнок ест одной рукой - и перекладывает ложку в другую, рисует то одной рукой, то другой - присмотритесь к нему повнимательнее. При наличии ещё моторной неловкости, сшибания углов, слабого овладения навыками, требующими ручной ловкости, сложностей с выявлением верха-низа, правого-левого - за два года до школы вполне можно малышу помочь, и делать это необходимо.
Леворукость и школа
Поскольку может пострадать готовность к школе, нейропсихологи советуют.
1. Необходимо перед школой выяснить левша ваш дошкольник или леворукий.
Ответить на этот вопрос может нейропсихолог или опытный невропатолог.
2. Что делать, если выяснилось, что леворукость компенсаторная, потому что другая рука слабая и неловкая?
Надо непременно активизировать правую руку. Допустим, ребёнок уже привык к леворукости и не хочет учиться работать другой рукой. Не стоит слишком жестко настаивать. Достаточно хотя бы по нескольку минут в день "заставлять" работать правую руку.
Игры на активизацию праворукости
Активизация правой руки начинается с развития двуручной деятельности. Это должны быть крупные движения обеими руками:
- игры в большой мяч (бросать, ловить, отбивать двумя руками, отбивать каждой рукой поочередно),
- гимнастика для рук с гантелями (можно заменить другими предметами),
- прыжки на скакалке
- вымешивание большого количества глины или теста и др.
- врач может назначить массаж и лечебную физкультуру.
Мелкие движения, например, работа с мелким конструктором, менее эффективны! Повальное увлечение развитием мелкой моторики здесь не поможет
Очень важно, чтобы к 6-7 годам у дошкольника определилась ведущая рука. Тогда ученику будет проще осваивать школьные навыки.
Главное! Если ребенок работает левой рукой, и это никак не отражается на поведении, умственном развитии, общении с окружающими – оставьте его в покое, не придумывайте проблем.
Все эти рекомендации нужны, если у ребенка реальные, а не изобретённые мамой проблемы.
Комментарии