Контакты

admin@mama-pomogi.ru

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Школьные психологи часто сталкиваются с проблемой предметной, в частности математической тревожности.

Математическая тревожность встречается довольно часто, бывает в небольших количествах у любого человека. Например, ученик по болезни пропустил тему, и будет беспокоиться, пока не разберётся.

Мы говорим о выраженных формах математической тревожности. Проще говоря, проблемы с математикой частенько возникают не от того, что ребёнок от природы не соображает, а от тяжёлого беспокойства.

Математическая тревожность

Вызывают меня к доске, дают простейшее задание, а у меня пот по спине и руки трясутся. Начинаю заикаться, на простейший вопрос ответить не могу, думать не могу.

Сущность тревожности: энергия идёт не на задачу, а на преодоление страха. Математическая тревожность имеет склонность к нарастанию. Ребёнок что-то не понял в первом классе, во втором ещё хуже и так далее. Классу к шестому – седьмому до родителей доходит, и приглашается репетитор.

Как бороться с математической тревожностью?

Как помочь ребёнку, попавшему в ситуацию математической тревожности? Психологи предлагают следующее.

  1. Снизить сложность задач.
  2. Убрать пробелы в школьных знаниях. Это очень важный пункт. Может быть не все пробелы, но так, чтобы ученик приобрёл уверенность.
  3. Ещё один приём: проходить школьную программу вперёд. Полезно детям медлительным. На уроке материал даётся на средний уровень. Медленно соображающий ученик не успевает понимать его в основном темпе класса. Часто он весь урок ничего не слышит, потому что напрягается, пытается что-то понять, однако математическая тревожность – не даёт. Если тему объяснить наперёд хоть чуть-чуть, ситуация меняется. Ученик слышит, решает задачи. Появляется уверенность.
  4. Надо поднять самооценку ребёнку.
  5. Надо научить ребёнка не бороться со страхом, а силой воли переключить внимание на предмет, сконцентрироваться на происходящем в классе.

Родитель скажет: мне, неспециалисту, как это всё сделать? Все эти проблемы решает устный счёт. С устным счётом полезно начинать работу уже с дошколятами.

Устный счёт

Предположим, ваш ученик 2 класса имеет проблемы с математикой – снижаем класс. Работаем как с первоклассниками (а то и дошкольниками), потихоньку усложняя материал, когда ребёнок достигает лёгкости в счёте на наличном уровне. Скажем,

  1. освоил действия сложения и вычитания в пределах первого десятка,
  2. переходим ко второму – решаем примеры типа 10+N=Z (10+7=17, 17-7(10)=10(7)
  3. действия с переходом через десяток
  4. умножение/деление (при наличии в программе обучения)

Даём лёгкие задачи, чтобы ребёнок приобрёл уверенность, научился побеждать.

Как устный счёт поможет при математической тревожности.

Устный счёт развивает

  1. внимание,
  2. оперативную память.

Почему не рекомендуется записывать при устном счёте, или опираться на уже написанные примеры? Когда ученик записывает, ему не нужно запоминать условие, он может легко отвлечься на посторонние стимулы, вернувшись решать с места отвлечения. Если приходится держать условие в памяти, то отвлечься уже нельзя, всё забудешь. Происходит концентрация на задаче в течение всего решения. Отвлёкся – забыл. Устный счёт прекрасно развивает объём и концентрацию внимания.

Однако есть случаи, когда поначалу можно писать. Например, ученик шестого класса никогда не занимался устным счётом. Сосредоточиться сразу трудно, даём письменную опору. Но это только поначалу.

Как с оперативной памятью? Оперативная память обслуживает умственные процессы, протекающие здесь и сейчас. Для решения задач до выпускного класса именно она и требуется.

Устный счёт: как заниматься

Как научить ребёнка быстро считать. Обычный ответ: считать, считать и считать. Если вы будете заниматься с ребёнком устным счётом каждый день по 5 минут, он будет очень быстро считать. Только у одного ребёнка из 100 это будет не так. Там другие проблемы. Поэтому просто решайте примеры.

Устным счётом надо заниматься не только при отставании, но и когда ученик по математике обгоняет класс. Благополучному ученику тоже должно быть немного трудно, чтобы он не переставал развиваться.

Нужно ли объяснять приёмы устного счёта?

Подходы разные. Большинство математиков считают, что ребёнок должен считать так, как ему удобно. В процессе тренировок у него вырабатываются свои приёмы устного счёта. Время от времени задавайте ребёнку вопрос: а как ты посчитал; а я вот так посчитала. Это хороша пауза в процессе устного счёта.

Но все соглашаются, что какие-то простые приёмы удобно показать. Например, 99х5=? можно перемножать прямо, а можно представить 100х5-5. Когда у ребёнка есть свои приёмы, он с удовольствием их совершенствует. Но в любом случае считать так, как удобно.

Ещё раз обращаю внимание взрослых: очень осторожно, дозировано повышайте нагрузку. Пять минут не отвлекаться, сосредотачиваясь на работе, большая нагрузка.

Нельзя подгонять, требовать считать быстрее, когда у ребёнка нет навыка. Пускай считает в своём темпе. Результат дадут только систематические занятия.

В каком возрасте лучше начинать занятия устным счётом?

В любом, ограничений нет. Но чем младше ученик, тем больше шансов у него считать быстрее. Для взрослых  устный счёт – прекрасная профилактика старческого слабоумия и сохранения умственной активности. Есть виртуальные программы в интернете для тренировок взрослых людей.

Пишу о технике безопасности, потому что родители порой меры не знают. Если взрослого заставить считать в уме 40 минут, то его придётся после занятия отмачивать в ванной и откармливать мороженным. Всё полезно в меру.

Комментарии   
Татьяна
0 #3 Татьяна 02.04.2017 06:44
Великолепная статья. Все написано методически грамотно. Именно так, с опережением в получении знаний, занимаются отличники. Устный счет нужен всем: школьникам и взрослым. Моя знакомая, работая главбухом, говорит, что устно разучилась считать. Тренировка, повторение - залог успеха в любой дисциплине.
Цитировать
Светлана
0 #2 Светлана 02.04.2017 02:55
Хорошая статья про устный счёт. И считаю большой ошибкой внедрение в школы калькуляторов уже с первого класса. Дети сами перестают считать, надеются на машинку.
Цитировать
Иннокентий
0 #1 Иннокентий 27.03.2017 08:54
Интересный термин - "математическая тревожность") как-то не задумывался, что у этого состояния есть сооветствующее название..
Цитировать
Добавить комментарий


Похожие материалы