Тема. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?»
Возрастная группа. Подготовительная группа компенсирующей направленности (тяжёлые нарушения речи).
Образовательная область: «Речевое развитие»
Воспитатель первой квалификационной категории Юдина Т.В.
Таким образом полезно заниматься и с ребятами без всяких нарушений (примечание админа).
Задачи:
Коррекционные:
- Развивать долговременную память, словесно–логическое мышление и произвольное внимание;
- Составлять рассказ по ССК, опираясь на план и слово – подсказку;
- Обогащать рассказ выразительными средствами (однородными членами предложения, синонимами);
- Стимулировать проявление положительных эмоций у воспитанников;
- Поощрять стремление заботиться о зимующих птицах
Оборудование: снежинки из салфеток, предметные картинки зимующих птиц (ворона, синица, голубь, воробей, дятел, ворона, снегирь, сорока), серия сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?», интерактивная игра «Чей голос?»
Предварительная работа
Изготовление кормушек. Наблюдение поведения птиц в среде обитания. Рассматривание книжных иллюстраций. Чтение рассказов о птицах.
Ход НОД
1. Организационный момент
Речёвка для организации внимания воспитанников (в начале статьи). Произносим все вместе по звонку колокольчика.
2. Вводная беседа
Дидактическая игра «Подберём слово»
- Какое время года сейчас? (Ответы воспитанников)
Инструкция. У меня снежинка. Мы будем передавать её по кругу. Получивший снежинку ответит на вопрос: зима какая?
Дыхательная гимнастика «Снежинки»
Инструкция. Правильно. Зима ветреная, холодная, снежная, студёная. Сейчас мы проверим, какой ветер можно создать, подув на волшебные снежинки. (Задание «У кого дальше улетит снежинка»). Вам нужно вдохнуть носом, а выдохнуть ртом. Условие: ваши плечи не должны подниматься. Вот так падает, и кружится снег зимой.
Упражнение на применение предлогов
Стимулировать применение предлогов «на, под, в, из, за», обозначающих пространственное расположение предметов.
- Вы очень сильно подули на снежинки. Все картины разлетелись по группе и перепутались. Надо восстановить порядок.
- Давайте найдем изображения. Отвечайте так: моя карточка была.... (Ответы малышей: под стулом, на подоконнике, за мольбертом, в коробке…. Одна картинка не из серии).
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Как помочь птицам зимой?»
- Отлично. Все карточки найдены. Давайте попробуем поставить их по порядку. (Выясняем какое изображение лишнее и почему)
3. Рассматривание картин по плану.
Какое время года вы видите на карточке? Почему вы пришли к такому выводу?
Картинка №1.
- Кто изображен здесь?
- Как одета девочка?
- Как одет мальчик?
- Кого обнаружили малыши на снегу?
- Что случилось с птичкой?
- Почему птичка замерзла?
- Что сделали девочка и мальчик?
Картинка №2.
- Что делают они здесь?
- Что мальчик держит в руках?
- Куда дети положили воробышка?
- Почему малыши пошли быстро?
- Куда ребята идут?
- О чем говорят между собой?
Картинка №3.
- Кого изобразил художник здесь?
- Где находятся дети и птичкаа?
- Как сейчас одеты ребята? Почему?
- Теперь как выглядит воробышек?
- Как он ведёт себя?
- Чем занимаются дети?
- Почему воробышек отогрелся?
Картинка №4.
- Кто нарисован на этой картине?
- Что дети повесили на березку в парке? Зачем?
- Что девочка насыпает в кормушку?
- Где находится воробей?
- Что чувствуют малыши, какое у них настроение?
Воспитанники по очереди рассказывают собственные рассказы по серии сюжетных картинок.
В: Отличный рассказ получился у каждого, только без названия. Придумайте название рассказу (варианты детей).
ИКТ технологии – просмотр видеоролика «Пение воробья».
4. Замена картинок на схемы по рассказу
- Пока вы смотрели видеоролик хитрый и проворный воробышек утащил все карточки и заменил на схемы. Попробуйте по ним придумать рассказ.
Рассказы детей
1) Дети заметили на снегу воробья. Девочка аккуратно взяла замерзшего воробья и положила его в рукавичку. Ребята отнесли его домой. Дети насыпали в блюдце корма и налили в блюдце воды. В комнате воробышек отогрелся. Мальчик сделал кормушку. Малыши отнесли ее в лес. Дети посадили воробышка в кормушку. Девочка насыпала в кормушку пшена и хлебных крошек. Все были довольны.
2) Однажды зимним, холодным днём мальчик и девочка пошли гулять в парк. На тропинке они увидели маленького, холодного воробья. Дети взяли тёплую варежку, положили туда воробья и отнесли домой. Дома воробей отогрелся. Дети накормили воробья зерном и напоили водой. Друзья взяли воробья и кормушку и отнесли в парк. Повесили кормушку на дерево, насыпали крупы и посадили туда воробья. Дети были счастливы, ведь они спасли воробья.
5. Итог занятия:
В: Перечислите всех птиц, о которых мы сегодня поговорили. Назовите их одним словом? Легко ли приходится зимующим птицам, особенно у нас в Заполярье? (Ответы воспитанников)
В: На прогулке я предлагаю помочь птицам: повесить кормушку на нашем участке и покормить птиц.
Правила составления рассказа по серии картинок для взрослых (родителей, педагогов)
В презентации отражены:
- последовательность работы,
- возрастные привязки.
Сайт mama-pomogi.ru желает успехов автору статьи и читателям (админ)
Автор статьи Юдина Татьяна Владимировна - учитель-логопед, дефектолог
Комментарии