В работе с ребятами 5-6 лет полезно применять интеллектуальные игры. Они значительно повышают умственную активность детей и делают занятия интересней.
Задачи игры
Образовательные:
- Познакомить дошкольников с проявлениями статического электричества;
- Закрепить правила безопасного обращения с электроприборами в быту.
Развивающие:
- Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
Воспитательные:
- Поощрять стремление договариваться;
- Поощрять интерес к наблюдению окружающего мира;
Материалы и оборудование к занятию:
- ноутбук;
- экран;
- песня для физкультминутки.
Материалы для опытов:
- пластмассовые трубочки;
- кусочки шерстяной ткани;
- пластмассовые расчески;
- кусочки бумаги;
- конфетти.
- шарики
Материалы для дидактических игр:
- Парные картинки с изображением предметов.
- Разрезные карточки с изображением электроприборов
Материалы для рефлексии:
- ладошки трёх цветов;
- рисунок «Помогатор»
Ход игры:
Организационный момент
Педагог. Ребята, здесь какая-то посылка. Кто её прислал?
Фиксики (с экрана). Здравствуйте, ребята, это мы прислали вам посылку. Вы просили отремонтировать ваши часы. С ними всё в порядке. Только правильно вставьте батарейку в гнездо, плюс к плюсу, минус к минусу. Попробуйте сами.
Воспитатель берёт часы, рассматривает и вместе с воспитанниками вставляет батарейки. Часы пошли.
Ребята, почему часы пошли? Что за сила скрыта в батарейках?
Мнения ребят.
Педагог: В батарейках находится неопасное электричество, можно ещё казать электрический ток. Надо только правильно поставить батарейку на место. Электрический ток пойдёт, и прибор, как наши часы, заработает
Фиксики. Ещё нам интересно, что вы знаете об электричестве и электроприборах, и пригласить в нашу лабораторию. Но для этого нужно подобрать к ней ключ.
Педагог. Ребята, вы готовы рассказать Фиксикам, что вы знаете об электричестве и электроприборах? Ответы воспитанников.
Для этого мы с вами проведём викторину. Делимся на две команды: «Лампочка» и «Ток».
Дети делятся на команды, получают эмблемы, выбирают капитанов.
Педагог. Соберитесь, вспомните всё, что знаете, смело отвечайте. Оценит выполнение заданий жюри. За каждое выполненное правильно задание будут даваться фишки.
Викторина
Педагог. В нашей викторине 5 туров. Для настройки на рабочий лад начнём с блиц-опроса. (Материалы в презентации)
Блиц-опрос
1. Команда «Лампочка»
Куда и по какому номеру нужно звонить в случае пожара? (В пожарную часть ,01, 112)
2. Команда «Ток»
Что нужно назвать при вызове пожарной охраны? (Адрес, фамилию)
I тур
Отвечает «Лампочка»
Продолжите фразу: электроприборы — это…(перечисление).
На экране картинки: микроволновая печь, стиральная машина, чайник, вилка. Выберите лишний предмет. Почему вы так думаете? (Все это электрические приборы, а вилка – столовый прибор).
Отвечает «Ток»
Назовите одним словом предметы: магнитофон, компьютер, утюг, пылесос (электрические приборы).
На экране картинки: тарелка, кастрюля, холодильник сковорода. Выберите лишний предмет. Почему вы так думаете? (холодильник — электроприбор, а всё остальное - посуда).
II тур
Задание: перечислить известные правила применения электрических приборов. Команды отвечают поочерёдно: кто больше назовёт.
(примерные ответы).
- В розетку можно включать только исправный электроприбор.
- Не следует прикасаться к оголённым проводам.
- Нельзя включать одновременно несколько приборов в одну розетку – может возникнуть пожар.
- Если из прибора пошёл дым, его необходимо немедленно выключить.
- Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы.
- Детям не следует их трогать.
- Опасно дотрагиваться до проводов и электроприборов мокрыми руками!
- Нельзя засовывать ничего в розетки!
- Уходя из дома, надо погасить свет и выключить бытовую технику!
III тур
Задание. На столах каждой команды разрезные карточки с изображением электрических приборов. Вы должны собрать по две карточки, договориться, кто будет представлять электроприборы. А представить их нужно так.
Я - стиральная машинка, я помогаю стирать и отжимать бельё. Экономлю время. Без меня было бы очень сложно.
Физпауза
Педагог. Ребята, я знаю, что Фиксики любят песню «Помогатор» Давайте включим её и потанцуем. (Сопровождение в презентации)
VI тур
О каких запретных действиях говорят эти картинки?
Вопрос команде «Лампочка»
Вопрос команде «Ток»
V тур
А сейчас я предлагаю игру «Что есть, что было».
У вас картинки с бытовой техникой, помогающей сейчас и предметы, которыми люди пользовались до появления электричества.
Участники «Лампочки», возьмите картинку бытовой техники. А вы, «Ток», картинку с предметом, которым пользовались раньше.
Посмотрите внимательно, что у кого и найдите пару.
Дети берут картинки и подбирают пары:
стиральная машина – корыто, пылесос – веник, электроплита – костёр, настольная лампа – свеча, вентилятор – веер
Отлично! Задание выполнено. Вы увидели, как было раньше, и насколько удобнее в настоящее время. А теперь, уважаемое жюри, подведёт итоги (подведение итогов).
Педагог. А что за странные фишки? Они похожи на пазлы. Игра предлагается что ли? Давайте их соберём. Да это же ключ от лаборатории Фиксиков. Идёмте в лабораторию.
Опыты в лаборатории
Педагог. Электричество есть разное: опасное для жизни и неопасное. Неопасное тихо и незаметно окружает нас в природе. Мы проведём с неопасным электричеством несколько опытов. Попробуем его «поймать» и поиграть с ним.
ОПЫТ 1
Материалы на каждого: кусочек шерстяной ткани, пластмассовая палочка, кусочки тонкой бумаги.
Ребята, возьмите палочку и прикоснитесь к кусочкам бумаги. Бумага должна «прилипнуть» к палочкам. «Прилипла»? (Нет)
Как же её заставить это сделать?
Предложения детей.
Сейчас мы попробуем сделать наши палочки волшебными, электрическими. Надо взять кусочек шерстяной ткани и сильно потереть им палочку. Медленно и аккуратно поднесите её к кусочкам бумаги. Что произошло? (Бумажки «прилипли» к палочке)
Отчего палочка стала электрической? (Её потёрли кусочком ткани)
Здорово! Вам удалось поймать электричество.
ОПЫТ 2
Вспомните, приходилось ли вам во время одевания ощущать лёгкое потрескивание, а иногда даже искры? Оказывается, электрический ток может жить в одежде. Это - статическое электричество.
Попробуем поймать электричество на расчёску.
Материалы на каждого: лотки с конфетти, пластмассовые расчёски.
Прикоснитесь расчёской к конфетти. Что-то происходит с конфетти?
Мнения детей.
Возьмите расчёски и расчешите волосы. Поднесём расчёски к конфетти. Что видите?
Ответы детей.
Оказывается и в наших волосах есть электричество. Оно "поймалось" во время расчёсывания. Расчёски стали электрическими. Ещё можно сказать - наэлектризовались.
Так с каким же электричеством мы проводили опыты? Какое оно?
Рефлексия
Давайте скажем «спасибо» Фиксикам за починку часов, за интересные опыты в лаборатории.
А ещё оценим нашу игру. Здесь нам тоже Фиксики помогут.
Они прислали мне «Помогатор» и ладошки. Их мы прикрепим на «Помогатор». Обратите внимание, ладошки разного цвета. Если наша интеллектуальная игра вам понравилась, берите красную ладошку. Не очень понравилась – зелёную. Совсем не понравилось, было скучно, прикрепляйте на «Помогатор» синюю ладошку.
Дети прикрепляют ладошки.
Педагог. Я тоже хочу оценить нашу интеллектуальную игру. Мне понравилась, как вы активно отвечали на вопросы, выполнили сложные задания, поэтому на «Помогатор» я прикреплю красную ладошку!
Подготовила воспитатель первой категории Назарова Галина Александровна.
Комментарии
Очень хорошая игра, и про электричество дети узнают всё, что нужно по возрасту.
Вы будете удивлены,Сергей, но это не абстрактные придумки. Это открытое занятие, проведённое реально воспитателем Назаровой Г. А в муниципальном детском саду 28 марта 2017. Продолжительность занятия в старшей группе д/с 25 мин.