Игра – самая главная деятельность каждого ребёнка. Наблюдая за игрой пяти-шестилетки, можно сделать практически безошибочное заключение о его умственном развитии. Чем содержательней, интересней малыш играет, тем оно выше.
В этом возрасте дети играют в игры:
- дидактические,
- сюжетно-ролевые,
- подвижные.
Дидактические игры сродни уроку. Они чему-нибудь целенаправленно обучают. Подвижные тоже используют чёткие правила. Самая творческая – сюжетно-ролевая игра. Здесь неограниченный ничем полёт фантазии: буду, кем захочу, по каким захочу правилам.
Иногда родители говорят, что ребёнок не любит играть. У него немерено игрушек, занимающих малыша совсем недолго. Почему так? Скорее потому, что играть он не умеет.
Как научить ребёнка играть, если он не умеет?
Любая сюжетно-ролевая игра начинается с замысла. То есть я должен придумать, во что мне поиграть. Ребёнок не умеет, а родители? Если вы не знаете, как научить ребёнка играть, сами затрудняетесь (или нет времени) быстро придумать сюжет игры, обыграйте рассказы из детских книжек.
Начните решение задачи «как научить ребёнка играть» с игры-путешествия. Пяти-шестилетки обожают играть в путешествие. Сперва прочитайте ребёнку приведённый ниже рассказ "Маша готовится к путешествию".
Один раз мама вернулась с работы и сообщила:
– Скоро отпуск. Поедем в путешествие. Надо подумать, куда бы нам поехать.
– В деревню к бабушке. Там есть озеро. Можно купаться и рыбу ловить, – предложил папа.
– А я хочу на море – сказала Маша. – Там тепло и тоже можно купаться и загорать.
– Ладно, поедем сперва на море, а потом в деревню к бабушке, - немного поразмыслив, подвела итоги мама.
Все остались довольны. Маша сразу побежала собирать вещи. Но мама сказала, что еще рано. Надо сначала купить билеты.
– Завтра пойдем за билетами в железнодорожную кассу, - сказала мама.
– Почему она называется «железнодорожная»? - спросила Маша.
– Потому, что мы поедем на поезде, а поезд ездит по железной дороге. Если бы мы летели на самолете, то за билетами пошли бы в авиакассу.
Назавтра Маша с мамой пришли за билетами. Железнодорожные кассы находились на первом этаже большого дома. Мама и Маша вошли в большой зал. В стене было несколько окошек, за которыми сидели тетеньки.
Мама подошла к одному окошку, достала кошелек и какие-то книжечки. Она подала тетеньке книжечки и сказала:
– Дайте мне, пожалуйста, три билета до Сочи: два полных и один детский.
– Вам купе или плацкартный вагон? – спросила тетенька.
– Лучше купе – ответила мама.
Тетенька посмотрела книжечки, напечатала три билета и дала маме. Мама отдала за них деньги, и они с Машей пошли домой.
По дороге Маша спросила:
– Мама, а кто это в окошке нам билеты дал?
– Эта тетенька называется «кассир» - ответила мама.- Она проверяет документы, выписывает людям билеты и берет деньги.
– А что такое документы?
– Когда какому-то человеку исполняется 14 лет, ему выдают документ. Этот документ называется паспорт. Там есть фотография человека, имя и фамилия, день рождения и место, где он родился и живет. Это самый главный документ. Его надо беречь.
Так за разговорами мама и Маша незаметно дошли до дома. Дома Маша решила поиграть в отпуск.
Как научить ребёнка играть: этапы обучения игре
I. Чтение рассказа.
II. Анализ содержания. Игра «Что было потом» или пересказ по наводящим вопросам:
- Про кого рассказ.
- Сколько человек было в семье у Маши?
- Куда собралась семья?
- Куда хотел поехать папа?
- Куда предложила поехать Маша?
- Что решила мама?
- Куда пошли на следующий день мама и Маша?
- Что им понадобилось в железнодорожной кассе?
- Кто такой кассир?
- Что мама подала кассиру?
- Что такое паспорт?
III. После беседы готовим атрибуты к игре. Рисуем «паспорт» (в детском саду можно провести как занятие).
Материалы:
- лист бумаги А5 (половинка А4);
- карандаши, фломастеры или цветные гелевые ручки (удобны для прорисовывания мелких деталей лица);
- фотографии
Ход игры
- Покажите ребёнку настоящий паспорт или его ксерокопию. Расскажите, что и где написано. Уберите подальше.
- Приступаем к изготовлению «документа»
- лист А 5 свернуть пополам. Для этого соединим противоположные углы, а по сгибу проведём ногтем (если углы не совпадают, помогите).
- получилась маленькая книжица, внутри которой слева малыш нарисует свой портрет (уже пятилетки в состоянии сделать это самостоятельно). Если ребёнок затрудняется, пусть посмотрит на себя в зеркало, что надо нарисовать на фотографии. Если ребёнок захочет выглядеть «по-настоящему», можно вырезать его изображение из фотографии и наклеить в «паспорт»
IV. Обыгрывание рассказа в соответствии с текстом.
Как научить ребёнка играть: помощь при затруднениях
Помогайте малышу при затруднениях. Помощь может быть такая:
- Одобрение и поощрение действий ребёнка: молодец, всё хорошо делаешь.
- Подсказка словесная: вот здесь ты забыл нарисовать.
- Показ.
- Рисование рукой малыша.
Не раздражайтесь и не жалейте потраченного времени. Оно обернётся сторицей, когда ваш малыш научится играть.
Имейте ввиду, паспорта потребуются не только ребёнку, но и его компании. Если у малыша нет компании детей, их можно заменить игрушками (куклами, мишками, зайками и прочей "живностью")
Комментарии
Иногда тоже играем подобным образом.